Светлана Гаврилова
Знакомство с профессиями посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно-ролевая игра, где ребёнок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений
Публикация «Знакомство с профессиями посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Знакомство с профессиями через сюжетно-ролевую игру.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Одной из важнейших потребностей ребенка является получение новых впечатлений и знаний.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. А как мы знаем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (3-7 лет) является игра. Эта деятельность, направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др. Ведущее значение игры подкреплено вескими аргументами. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.
Каждая сюжетно-ролевая игра включает в себя определенный сюжет, выбранный самими детьми или предложенный взрослыми, а также завязана на исполнении соответствующих сюжету ролей. Польза таких игровых действий велика: отображая в игре профессиональную деятельность взрослых, дошкольники учатся распределять роли, последовательно и логично выполнять действия, связанные с сюжетом, расширяют свои познания о разнообразии профессий в мире.
Самыми распространенными в детском саду являются игры в семью, магазин, парикмахерскую, больницу. Дошкольники, организовывая в группе кабинет врача, магазин или парикмахерскую, строят корабль или автобус, воссоздают знакомые сюжеты из обычной жизни.
Для организации сюжетно-ролевых игр в группах нашего детского сада есть обычно специальное оборудование. Например, в игровых уголках есть витрины и прилавки магазина, всё для парикмахера, инструментарий врача, рули и штурвалы для постройки транспортных средств. Все это помогает активнее вжиться в исполнение ролей, а необходимые атрибуты позволяют сделать ролевые игры близкими к реальной жизни.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников, воспитатель может сделать вывод, насколько эффективны были проведенные занятия и экскурсии, посвященные знакомству с новой профессией. Также в деятельности детей сразу становится видно, как хорошо они овладели навыками социализации: умеют ли договариваться, вежливо ли общаются друг с другом, четко ли выполняют правила.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.