малова
Экологический проект «Знакомство с первоцветами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ СОШ № 10
Экологический проект «Знакомство с первоцветами»
Подготовила и провела воспитатель: Малова И. Н.
Тип проекта : краткосрочный (май)
Возраст детей: 6-7 лет
Объект исследования: первоцветы
Вид проекта : информационно-исследовательский
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Знакомство с первоцветами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять. Проект, разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;
• Закрепить полученные знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;
• Развивать умение ориентироваться в пространстве;
• Развивать монологическую и диалогическую речь;
• Развивать творчество, фантазию;
• Развивать экологическое и эстетическое воспитание.
Воспитательные:
• Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах :
• Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
• просмотр презентации “Первоцветы – весенние цветы”;
• ОД по ознакомлению с окружающим миром;
• Беседы;
• Чтение художественной литературы, стихотворений;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий;
• Отгадывание загадок;
• Экологические игры;
• Родительское собрание “Первоцветы рядом с нами”.
Этапы реализации проекта
Мероприятия
I этап Подготовительный
02.05.2024
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка плана реализации проекта.
Подборка экологических игр.
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
Анкетирование родителей.
II этап Основной
06.05.2024 - 07.05.2024
Загадывание загадок, ребусов.
Чтение легенд и сказок о первоцветах.
Заучивание и чтение стихотворений.
Чтение художественной литературы,
Беседы: “Цветы в легендах”
НОД “К первоцветам в гости”
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?”
Рисование цветов
Родительское собрание на тему: ”Первоцветы рядом с нами”
III этап Заключительный
07.05.2024 - 08.05.2024
Участие в выставке поделок в детском саду
Музыка
Шопен «Весенний вальс»
П. И. Чайковский - "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"
Рахманинов «Сирень»
Не рвите цветы. Ю. Антонов
Загадки.
ОД
ТЕМА: “К ПЕРВОЦВЕТАМ В ГОСТИ”
Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.
Обогащение словаря: медуница, ветреница.
Активизация словаря: первоцветы.
Ходобразовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки. (С. Я. Маршака.)
- Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?
– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?
(Ответы детей)
– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).
– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы.
(Ответы детей).
Сейчас мы с вами отправимся в гости к первоцветам и посмотрим, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА “ВОЛШЕБНАЯ”
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)
Какие это цветы? Опишите их. (Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые).
Народная примета гласит: “Первый цветок ломает ледок?”. Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Из земли подснежник вышел на рассвете.
Глянул боязливо: не сорвут ли дети?
Но сказали дети ласково: “Расти!
Мы тебя не тронем: всё должно цвести!”
Бегают ребята, по траве гурьбой,
И цветёт подснежник – нежный голубой!
Почему нельзя рвать эти цветы?
(Они занесены в Красную книгу)
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)
Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)
На мультимедиа показан слайд с полянкой подснежников.
А мы отправляемся дальше.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА “СОЛНЕЧНАЯ”
Рассказ о мать-и-мачехе.
Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка - Мать – и мачеха.
На откосе, на лугу, босиком по снегу,-
Первые цветочки, жёлтые глазочки.
Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА ”ПУШИСТАЯ ПОЛЯНКА”
Золотой и молодой за неделю стал седой,
Спрячу– ка в карманчик бывший одуванчик.
Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он?
(Пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный).
Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА “СЛАДКАЯ”
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Медуница)
Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему?
(Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром).
Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
Медуница, какая она?
(сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)
ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА “БЕЛОСНЕЖНАЯ”
Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука “л”. (Ландыш)
Назовите ещё слова, которые начинаются со звука “л”.
(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)
Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука “ль”. (Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)
Сей час я вам расскажу о книге, в которую внесены редкие растения и цветы.
КРАСНАЯ КНИГА.
У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска. Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие занесены в красную книгу. В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы других детей знакомить с редкими видами цветов.
Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.
Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?
Как называется книга, где вписаны редкие растения?
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ
“ПЕРВОЦВЕТЫ РЯДОМ С НАМИ”
Уважаемые родители! Мы вас пригласили для того, чтобы поговорить о подснежниках.
На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник,
Загорелся, синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно, радуясь всему.
И в ответ, с приветливой улыбкой,
Солнце наклоняется к нему.
Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в нашем детском саду проводится самая разнообразная работа экологической направленности, где ребята имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.
Сейчас предлагаем вам ответить на несколько вопросов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Первоцветы рядом с нами!
Фамилия, имя родителя
• Любите ли Вы совершать прогулки в лес?
• В какое время года предпочитаете бывать в лесу?
• Привлекает ли Вас лес весной? Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, стремлением к жизни, поэтичностью и т. д., (нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
• Какие первоцветы Вам известны? (перечислите)
Луговые
Садовые
Лесные
• Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах? С чем это связано?
• Любите ли Вы собирать цветы? Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты?
• Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?
(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)
(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
• Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?
(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,
происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)
(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
• Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это “пленник, приговорённый к смерти”?
• Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?
Хохлатка
Ох, и разошлась в этом году Зимушка Зима, закружила, завьюжила, заморозила всех нас, снегом белым укутала и удобно расположилась. Сейчас идет пора весны. Время уже природе пробуждаться ото сна, расцветать и прихорашиваться. Ну а мы с вами ей в этом помочь можем. Спросите как? Всем известно, что первым вестником прихода весны называют подснежник. Стойкий и в то же время невероятно нежный цветок пробивает снежные сугробы и расцветает на проталинках.
Мы надеемся, что вы окажете нам помощь в проведении экскурсии в лес, к местам, где растут первоцветы. Планируем ее после проведения выпускного вечера. !”. Просим Вас проявить свою творческую активность, перенести красоту весны в детский сад, не срывая подснежники, а сделав их своими руками для выставки “Первоцветы”, в которой принимаются поделки из любого материала, плакаты, листовки “Берегите первоцветы”.