Анна Шольтис
Знакомство с Каргопольской игрушкой.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Познакомить детей с Каргопольской игрушкой, историей её возникновения.
• Дать детям знания об отличительных особенностях Каргопольской росписи.
• Продолжать прививать детям любовь к русскому прикладному искусству,
используя русские народные традиции, игры.
• Воспитывать эстетические чувства детей.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением каргопольских игрушек, фонограммы русских народных мелодий, кукла Журавушка.
Публикация «Знакомство с Каргопольской игрушкой,» размещена в разделах
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие по стране Игрушек. Это очень большая страна и мы уже побывали в разных её краях.
- Давайте вспомним куда же мы путешествовали, и с какими игрушками познакомились : в село Дымково и в деревню Филимоново; а познакомились с дымковскими и филимоновскими игрушками.
- Молодцы! А, что же это за игрушки были такие? Где их покупали? (их не покупали, а делали сами, своими руками, из глины, а потом раскрашивали разноцветными красками).
- Действительно в давние времена люди не покупали игрушки, а делали их из различных материалов: из глины, дерева, соломы, и даже шили из тряпок.
Сегодня мы познакомимся еще с одной народной игрушкой, и называется она Каргопольская. Делали её в городе Каргополе, который находится далеко на Севере, и мы с вами туда сегодня отправимся. Только поезда туда не ходят, места там лесные, непроходимые. Мы с вами поедем туда на лыжах.
(дети встают в круг и выполняют речевые упражнения с движением)
Да-да-да Дети трут ладошки друг об друга
Наступили холода Хлопают себя по плечам
Да-да-да – Дети трут ладошки друг об друга
Превратилась в лед вода Плавно машут руками с одной стороны на другую
Ду-ду-ду – Имитация игры на дудочке
Я на лыжах в лес иду. Имитация ходьбы на лыжах
Дон-дон-дон Прикладываем руку к уху и прислушиваемся
Как красиво все кругом Разводим руками в стороны (любуемся)
Ды-ды-ды – Прикладываем руку к уху и прислушиваемся
На снегу здесь есть следы Показываем следы на земле
Ди-ди-ди Хлопки в ладоши
Что же будет впереди? Прикладываем руку «козырьком» ко лбу и смотрим вперёд
(Детей встречает Журавушка)
Журавушка - Здравствуйте ребята, как я рад снова вас видеть. Сегодня мы с вами оказались в Сибирской глубинке (включается фонограмма с голосами птиц, шумами леса). Места здесь заповедные. Город Каргополь окружен лесами, где много птиц, зверей и грибов. Поэтому и игрушки мастеров этих изображают птиц, диких и домашних животных, людей, занимающихся разными делами (ловят рыбу, собирают грибы, едут на санях кататься).
Были среди них и сказочные персонажи – например Полкан-богатырь (во время рассказа показывает иллюстрации)
«Жил в старину богатырь такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегал. Руки у Полкана сильные, грудь – могучая; а на груди – солнышко. Ноги, что у коня сильные, а на них золотые копыта».
А давайте мы нарисуем Полкана-богатыря.
Только сначала надо рассмотреть какие же узоры рисуют на своих игрушках Каргопольские мастера? (дети рассматривают игрушки и называют узоры)
- Хотите стать мастерами каргопольскими? (Да)
Детям предлагается украсить узорами трафаретное изображение богатыря. Осуществляется показ рисования элементов, во время работы оказывается индивидуальная помощь, если ребенок испытывает какие-либо затруднения.
В конце занятия проводится выставка детских работ.
Воспитатель Спасибо тебе Журавушка. Только пора нам и домой возвращаться.
До свидания!
(Дети становятся на лыжи и под музыку отправляются в детский сад)