Марина Анчутина
Знакомство дошкольников с цифрами: создание насыщенной пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дошкольники среднего и старшего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса.
Публикация «Знакомство дошкольников с цифрами: создание насыщенной пространственной среды в группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Задача ознакомления детей с цифрами ставится по программе «Детство» (авт. Логинова В. И. и коллектив) – со средней группы.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4, 2 и 5, 6 и 9. Поэтому при ознакомлении с цифрой нужно рассматривать ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются.
Приемы, способствующие запоминанию цифр : ПРАКТИЧЕСКИЕ. Рисование цифры в воздухе, на наждачной бумаге, влажном песке, вылепливание из пластилина, рисование на бумаге. ОБРАЗНЫЕ. Цифре придается образ. На что похоже, дорисуй, отгадывание загадок. Заучивание стихов. МОДЕЛИРОВАНИЕ. Выложить цифру из палочек или шнурков, из веточек деревьев на улице, выложить из мелких предметов (фасоли, гороха и т. п.). ЛОГИЧЕСКИЕ. Анализ цифры (из каких линий состоит, сколько их всего, сравнение цифр между собой, классификация цифр. КАРТОЧКИ С ЦИФРАМИ
Вариант работы с каждой цифрой
Рассматривание множества с нужным количеством элементов. Представление карточки с цифрой. Рассматривание цифры. Обсуждение на что похожа цифра. Рисование цифры пальцем в воздухе. Поиск карточки с нужной цифрой. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы. Рисование цифры на листе бумаги.
Варианты заданий. Покажите карточку с числом, обозначающую количество предметов на столе. Покажите цифру, которая обозначает число 7. Отсчитайте столько предметов [ 5 ]. Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти. Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Присядьте столько [ 3 ] раз.
Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. Основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами : научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях; научить детей соотносить слово числительное и цифру.
Знакомство с нулем - проблема т. к. 0 – это не натуральное число. На фланелеграфе несколько предметов. Воспитатель оперирует ими: добавляет, убирает и просит детей обозначить их количество цифрой. В один момент педагог убирает ВСЕ предметы и просит обозначить цифрой конечный результат. На фланелеграфе – пустое место. Воспитатель говорит, что ничего не осталось, и это можно обозначить цифрой 0. Необходимо объяснить детям, что 0 находится впереди всех чисел.
Необходимым условием для развития познавательного интереса детей является организация насыщенной пространственной среды в группе. Созданная и правильно оформленная среда обогащает детей новыми впечатлениями, способствует закреплению знаний полученных в процессе образовательного процесса, следовательно, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
В группе мы создали центр «Занимательная математика».
В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В центре был помещён разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кьюзнера, игры для развития логического мышления, головоломки (на палочках); логические задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны, занимательны и доступны детям.
В группе оформили стену «Наше математическое творчество». Оформление стены осуществляется с активным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и познавательный интерес к математическому материалу и желание играть. Ребята рисуют ребусы, цифры, различные фигуры. В художественном оформлении творческой стены используются геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, цифр. Творческие работы воспитанников используются для закрепления пройденного материала, а также для занятия в математическом центре, в образовательной деятельности.
В настоящее время продолжается работа с детьми и родителями подготовительной группы по созданию развивающей среды не только в детском саду, но и в домашних условиях.