Елена Серых
Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. И именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Данные элементарные знания помогают малышам расширить свои знания о работе их родителей, родственниках, поближе познакомиться с их рабочим местом, и узнать, что именно выполняют они на работе.
Публикация «Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых» размещена в разделах
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Маленькому ребёнку свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, мы помогаем детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. И одновременно решаем задачу - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Необходимо проявлять постоянный интерес к детскому замыслу, помогать в его осуществлении, особенно в том случае, если ребёнок испытывает затруднения в достижении цели.
В процессе детского труда решаются следующие задачи:
1. Вызывать интерес к труду близких взрослых;
2. Формирование предпосылок трудовой деятельности;
3. Прививать трудолюбие;
4. Воспитание положительного отношения к труду взрослых;
5. Воспитание личности ребенка.
При построении нашей работы по ознакомлению детей с трудом взрослых опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей, и используем следующие формы работы, такие как:
• организованная образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• наблюдения за трудом взрослых;
• коммуникативная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• художественно-творческая деятельность;
• игровая деятельность;
• целевые экскурсии;
• живой пример окружающих взрослых.
Понятие «профессия» для детей младшего дошкольного возраста ещё сложно, поэтому программа «Детство» не предполагает его освоения. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессов взрослых мы фиксируем внимание на каждом компоненте труда:
1. Постановка цели и мотивация трудового процесса объективируется до его наблюдения;
2. Отбор предметов труда осуществляется на глазах детей;
3. Трудовое оборудование;
4. Промежуточный результат.
Каждое значимое трудовое действие мы показываем, объясняем и мотивируем в доступной для малышей форме. В конце наблюдения мы вместе с детьми выделяем итоговый результат труда (например, групповая комната убрана; няня позаботилась о детях, повесила чистые полотенца и т. п.).
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится также родителям. Это, прежде всего доступные беседы родителей со своими детьми о себе, своей работе, пояснение сказок, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
Мы не знакомим малышей детально с особенностями трудового процесса, мы даем общее представление поэтапно. Таким образом, достигается расчленённое, дифференцирование восприятие трудового процесса ребёнком. Также знакомим с трудом взрослых через продуктивную деятельность: конструирование, лепку, рисование. Например: строим домики, ворота, гаражи. ; оригами – делаем из бумаги лодочки и пускаем в дальнее плавание. Также знакомим малышей с некоторыми процессами хозяйственно-бытового труда взрослых дома или в детском саду, где в качестве результата труда выступает не созданный, а лишь преобразованный предмет: подметание дорожек, мытьё посуды и т. д. Здесь сравнение предмета труда (грязная посуда и пр.) с результатом труда, промежуточным или конечным, позволяет детям вычленить преобразованный предмет (вымытая посуда, накрытый к обеду стол, появляется стремление помочь взрослым расставить и убрать игрушки, собрать листья на участке).
Ну и конечно центральное место отводим играм: дидактическим, сюжетно-ролевым («Добрый доктор Айболит», «Семья», «Строитель», «Шофер» и многим другим). Игры позволяют конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.
Мы пришли к выводу, что лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина – М. : «Педагогическое Общество России», 2000.
2. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2018.