Оксана Полежаева
Творческий проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с потешками»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с потешками
Содержание
Пояснительная записка 3.
Актуальность 6.
Этапы реализации проекта. 9.
Формы работы с родителями 11.
Формы работы с детьми 12.
Образовательная деятельность в режимных моментах и НОД 13.
Совместная деятельность с детьми 15.
Заключение 17.
Используемая литература 19.
Приложение
Пояснительная записка
Публикация «Творческий проект „Знакомство детей младшего дошкольного возраста с потешками“» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить ваше внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи: потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря: фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием:
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Актуальность
В связи с внедрением ФГОС ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста :
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Цель: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству.
Задачи:
1. Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками; развивать интерес к их обыгрыванию;
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания посредством малых фольклорных форм активизация словаря.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек.
3. Формировать нравственные качества малышей, воспитывать сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек.
6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Предполагаемый результат проекта :
1. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
3. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Вид проекта : информационно-игровой
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Ожидаемые результаты проекта :
Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
Сформирован устойчивый интерес детей к потешкам.
Расширен круг детского чтения.
Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка.
Обогащён словарь ребенка.
Сформировано потребность в чтении книги.
Продукт проекта : взаимодействие с родителями воспитанников;
«Использование потешек в режимные моменты».
Этапы реализации проекта.
План проекта :
№ Этапы Содержание
1 Подготовительный Цель: Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Расширять круг детского чтения.
Обеспечить информирование родителей об участие детей в проекте.
2 Основной Цель: Развивать интерес к потешкам.
Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем.
Обогащать словарь ребенка.
«Чтение потешек в режимные моменты»
• Знакомство с потешками в режимных моментах.
• Чтение потешек перед сном.
• Проговаривание потешек во время умывания.
• Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.
• Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи
3 Заключительный Выставка книг «Потешки».
Подведение итогов.
Презентация «Использование потешек в режимные моменты»
Формы работы с родителями
Просветительская Консультативная
Анкетирование для родителей «Фольклор в жизни детей»
Создание книжек-малышек Потешки про овощи, фрукты и разные продукты.
Потешки про животных для самых маленьких.
Потешки
Консультации и раздаточный материал для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей младшего возраста»
«Семейные традиции»
Формы работы с детьми
«Чтение потешек в режимные моменты»
• Знакомство с потешками в режимных моментах.
• Чтение потешек перед сном.
• Проговаривание потешек во время умывания.
• Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.
• Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи.
Образовательная деятельность в режимных моментах и НОД
11.04. Чтение и обыгрывание потешки при умывании
«Водичка-водичка»
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чтение потешки «Тень – тень – потетень»
П/и «Мыши водят хоровод»
Рассматривание книг «Потешки»
12.04 Чтение и обыгрывание потешки «Баю-бай»
Подпевки «Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом»,
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Чтение «Зайчишка – трусишка».
Лепка Изготовление оладушек
Рассматривание картин с животными
Чтение потешек детям
13.04. Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик»
Чтение потешки «Солнышко – ведрышко»
Чтение потешек «Зайчишка – трусишка».
Конструиирование «Домик для зайчика»
П/и «Большие ноги»
Рисование (лучики солнышку)
14.04 Чтение и обыгрывание потешки.
Подпевка: «Петушок»,
Чтение потешки «Как у нашего кота»
Рассматривание картин «Кошка с котятами»
Совместная деятельность с детьми
• Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
• Беседы по содержанию потешек.
• НОД.
• Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», «Кто, что ест?», «Помоги петушку», игры с прищепками, пуговками, шнуровками.
• Чтение потешек : «Тень – тень – потетень», «Водичка-водичка», «Баю-бай», «Солнышко – ведрышко», «Зайчишка – трусишка», «Петушок, петушок», «Ладушки, ладушки», «Оладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Киска, киска, киска брысь», и др.
• Подпевание «Петушок», «Динь - дон, динь - дон, загорелся Кошкин дом», «Жили у бабуси два веселых гуся».
• Изготовление руками детей оладушек, рисование солнышка.
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод»,
Совместная деятельность с родителями
• Чтение потешек детям дома.
• Заучивание потешек вместе с детьми.
• Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
3 этап Заключительный
Выставка фотографий «Использование потешек в режимных моментах»
Выставка работ родителей
Заключение
Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка, так как материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.
Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывает характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т. п.
Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:
• отражающие элементы народного быта (Ладушки, ладушки);
• ознакомляющие с домашними и дикими животными (Пошел котик на торжок., Лиса по лесу ходила);
• олицетворяющие природу (Радуга-дуга, Травка-муравка со сна поднялась.);
• раскрывающие нравственно-этические категории (Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом).
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Использованная литература:
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. –2011 .–№9.–С. 16-22.
2. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».
3. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987. – 239с.
5. Петушок – золотой гребешок. Русские народные сказки, песенки и потешки. – Смоленск: Русич, 2008. – 240 с.
6. Полная хрестоматия для дошкольников 1 кн. : сост. Томилова С. Д. – М. : Астрель: АСТ, 2011.-702 с.
Подвижная игра «Большие ноги»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д. ; физическое развитие.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
—Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» — будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы — задавайте вопросы («Что это?» — «ноги», «Какие ноги?» — «большие ноги» «Что делают ноги?» — «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Подвижная игра "Мыши водят хоровод"
Правила игры Мыши водят хоровод
Вначале выбирается водящий — «кот», с маленькими детьми эту роль часто выполняет родитель или воспитатель. Ребятки постарше сами могут попробовать себя в роли кота, определив, кто им будет, с помощью считалочки.
Кот выбирает себе «печку» — любую скамейку, бревнышко, ступеньку, стул, ну или просто очерчивает мелком круг на асфальте.
Кот садится на «печку» и закрывает глаза.
Все остальные игроки становятся «мышами», берутся за руки, начинают водитьхоровод и приговаривать:
«Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот –
Разобьет наш хоровод!»
На последних словах кот потягивается, открывает глаза и гонится за мышами.
Мыши с визгом разбегаются кто куда, а кот их ловит.
Пойманный становится котом и игра начинается сначала.
Конспект проведения подвижной игры
«Солнышко и дождик»
Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Повторяйте за мной слова и движения:
“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!”
(Руки на поясе, кружатся)
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п.