лилия майорова
Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальным фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью легко устанавливается с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм : потешек, прибауток,, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, которые не только помогают установить контакт ребенка со взрослым, но и развивают речь ребенка, мы знакомились с такими потешками как «Ладушки», «Петя- Петушок», «Сорока». Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. При прослушивании таких колыбельных песен, как «Баю, баюшки, баю», «Спи дитя, усни», «Ой люли, люли», «Котик», показывала детям, как мамы качали своих детей на руках, чтобы они быстрее засыпали.
Публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальным фольклором» размещена в разделах
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.
А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:
Тише, куры, не кричите,
Моего Ваню не будите.
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребё нка:
· Слушание – восприятие.
· Пение.
· Народная хореография.
С народными песнями и мелодиями ребенок знакомится уже с раннего возраста. Это такие песенки, как: “Два веселых гуся”, “Каравай”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т. д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. С детьми были разучены следующие хороводные игры «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Воробьи и Бобик», «Лиса –лиса», «Зайки на лужайке». Украшением в игре служат не только действия и пение, но и атрибуты, головные уборы, соответствующие образу или главному герою.
Знакомство с народным музыкальным инструментом у ребё нка начинается с младенчества: он слышит звон погремушки, с интересом рассматривает её, слушает, а погремушка звенит то тихо, то громко, разным ритмом. От этого начинает развиваться музыкальный слух, чувство ритма. Я наблюдаю, как дети ранней группы радуются, когда я им раздаю погремушки. Для развития чувства ритма воспитанников использую, в том числе такой прием, как хлопки в ладоши, применение игры на бубне, погремушках, которую использую как при проведении утренней зарядки, в режимных моментах, а также на занятиях.
Под весёлую, задорную русскую народную мелодию, игра в погремушки или бубен получается слаженной, дружной. Мы не только звеним погремушкой перед собой, но и постукиваем под музыку по ладошке, по ножкам, по полу, по стульчику. Дети стараются играть сплоченно, ладно и с удовольствием.
Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно народного творчества.