Анжелика Щинова
Значимость дошкольного образования в России
▼ Скачать +Заказ
Вступивший в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования.
С одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны - это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС).
Публикация «Значимость дошкольного образования в России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Стандарт - это нормативно-правовой документ, регулирующий отношения в сфере образования между их участниками (детьми, педагогами, родителями, ДОУ, которые возникают при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт был задуман разработчиками как стандарт развития и предоставления возможностей, а не стандарт контроля развития ребенка и деятельности педагога. Важно обратить внимание : не средство контроля, а способ ориентации.
Дошкольное образование согласно, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Дошкольное образование является первой ступенью образования. В дошкольных образовательных учреждениях создаются условия для воспитания и развития ребёнка. Здесь закладывается фундамент будущей жизни человека, обеспечивается личностное, интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и творческое развитие детей дошкольного возраста. В этом возрасте формируются первичные духовные ценности, мировидение и широкая сфера интересов ребенка. Становление его личностной культуры означает развитие опыта ценностного отношения к миру в процессе приобщения к культуре, тому уникальному пространству, которое для ребёнка является его малой родиной.
В детском коллективе ребёнок приобретает бесценный опыт человеческих взаимоотношений со сверстниками. Так в дошкольной организации происходит воспитание целостной личности, становление жизненной позиции, форм взаимоотношения с окружающим миром.
Важность дошкольного образования в России
Ранний возраст – это самый чувствительный период. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком шести – семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же - не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребёнка и травмируют его, и зачастую необратимо.
Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.
В. А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь можно столкнуться с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.
Целью дошкольного воспитания и образования является предоставление каждому ребенку базового образования, основ базовой культуры, развитие у ребенка сенсорики, умственных, эстетических, нравственных качеств личности.
Задачами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является обеспечить воспитанникам:
• развитие физического здоровья;
• поддержка эмоционального благополучия;
• волевое развитие;
• интеллектуальное развитие.
Воспитание в ДОУ нацелено главным образом на то, чтобы дети научились жить в обществе, сформировали необходимые навыки взаимодействия и коммуникации с окружающими. Общение со сверстниками для дошкольников служит необходимым компонентом гармоничного развития. В процессе игры и общения с остальными детьми дошкольник обретает первые навыки самостоятельности, становящиеся основой самоорганизации ребенка в семье и, в дальнейшем, в школе.
Также задачами воспитания ребенка в детском саду служит умственное, нравственное, физическое и эстетическое его развитие. Поэтому воспитатель должен предлагать детям самые разнообразные занятия, будь то рисование, музыка, конструирование, аппликация, физическая активности и т. д.
Таким путем у ребенка развивают пять ключевых личностных потенциалов, а именно: коммуникативный, познавательный, художественный, ценностный и физический. Использование разных методов воспитания в ДОУ дает возможность достичь намеченного результата и при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.
Для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию следующих психолого-педагогических условий:
1) уважать человеческое достоинство детей, формировать и поддерживать у них позитивную самооценку, уверенность в собственных возможностях, силах и способностях;
2) строить образовательную деятельность на базе такого взаимодействия взрослых с детьми, которое ориентировано на интересы и возможности каждого отдельного воспитанника и учитывает социальную ситуацию его развития;
3) использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственного ускорять, так и искусственно замедлять развитие воспитанников);
4) оказывать поддержку доброжелательного, положительного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разного рода совместной деятельности;
5) предоставлять детям возможность выбора видов активности, материалов, партнеров по общению и совместной деятельности;
6) поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выбранных ими видах деятельности;
7) защищать детей от всех форм физического и психологического насилия.
Также в детском саду должны быть созданы необходимые материальные условия для решения воспитательно-образовательных задач, успешного развития и оздоровления детей. К ним относят:
• физкультурный зал;
• бассейн;
• игровая комната;
• музыкальный зал;
• изостудия;
• зимний сад;
• логопедический кабинет;
• медицинский кабинет.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть построена на следующих принципах:
• насыщенность;
• транспортируемость;
• полифункциональность;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Перечисленные требования нацелены на создание такой социальной ситуации развития для детей, которая бы:
• гарантировала охрану физического и психического состояния здоровья детей;
• обеспечивала эмоциональное благополучие воспитанников;
• способствовала профессиональному развитию педагогов;
• обеспечивала открытость дошкольного образования;
• создавала условия для развивающего вариативного образования дошкольников;
• формировала условия для конструктивного участия родителей детей (или их законных представителей) в образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ.
• Таким образом, для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию ряда психолого-педагогические условий.
• Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
• Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых рецептов. Её успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семьи. В сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Важность дошкольного образования
Образование ребёнка дошкольного возраста можно сравнить с закладкой фундамента для постройки устойчивого здания, ведь обучение запускает процесс развития навыков и способностей малыша, а также воспитывает его характер.
Нравственность, ответственность, привычки – всё то, что так необходимо и в школе, и во всей жизни в целом, формируется уже в дошкольном возрасте. Поэтому не стоит недооценивать важность образования и воспитания в этот период жизни дошкольника. А также не стоит забывать, что на пути взросления ребёнок сталкивается со множеством трудностей, при решении которых он ожидает помощи и поддержки со стороны родителей и воспитателей.
Задача родителей и воспитателей – позаботиться о надёжности и прочности этого фундамента.
В целом дошкольное воспитание направлено на подготовку к школе и личностное развитие ребёнка.