Елена Лунева
Консультация для педагогов «Значение рисования в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с интересом рисует красивые и интересные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, вне социональной природе детского рисования. (Интересный факт: подобные особенности рисунков проявляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети)
Зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма.
В начале жизни особенно важно развитие, зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек.
Что касается смешных неправильностей: Рисунки строго отражают этапы развития зрительного, пространственно -двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисованию в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию, считают их правильными. Дети, как иногда кажется окружающим, не безразличны к своему творчеству. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они срисовывали. Да, некоторые преимущества оригинала признаются, но свои рисунки.
Итак, детское рисование помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении: детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Л. С. Выготский, неслучайно называл рисование «графической речью».
Рисование напрямую связанно с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, оно не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить усваиваемые знания, зафиксировать все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование - это важный информационный и коммуникативный канал.
Почему тогда ребенок перестает интересоваться рисованием? Скорее всего, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование отбрасывается за ненадобностью. Побудить взрослого человека, не художника, к рисованию невозможно. Но это случается ближе к подростковому возрасту.
В дошкольный период детства причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребенка владения техникой, сформированных навыков, знания, как приемов рисования, так и работы с различными красками. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Можно попытаться поработать с ребенком в русле традиционной техники рисования, однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой -недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.
Нетрадиционные техники рисования, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе рисования, зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, выполненного с помощью оттиска, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. С другой стороны - изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования.
К беспредметному рисованию, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями. Это аванградное направление в искусстве начала XX в. получило название абстракционизма. На сегоднешний день, его считают частью мирового изобразительного искусства. Многие признанные художники: В. Кандинский, П. Пикассо, Е. Поленова, П. Филонов - принадлежали к этому течению. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке» - плоскому кусочку поролона - или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа. Подойдет и жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».
Техника печаток основана на законе смешения, слияния цветов разноцветных точек - очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони, - точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам - то отойдя на несколько шагов. Точки (оттиски) наносят на предварительно намеченный рисунок. Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.
Если занятие проводится с младшими дошкольниками, педагог переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в нее печатку. Кроме «печатания» («тычка») можно рекомендовать «растяжку», т. е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие-либо другие мелкие детали для придания образу выразительности.
Есть и другой прием: педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят рисунок изнутри карандашом, а затем заполняют его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остается только контур, заполненный оттисками. Здесь важно только не сдвигать шаблон во время работы. (К слову, шаблон можно в дальнейшем использовать для рисования в другой технике - «набрызг».)
Старшие дошкольники проделывают весь этот процесс самостоятельно: обводят контур рисунка в альбоме на кальку и вырезают контур рисунка. Как это делается? Калька эскиза кладется на белую или цветную бумагу, накалывается шилом по линиям для копирования. В этом случае на листе бумаги остается контур в виде мелких дырочек - следов прокола.
Используя эту технику в дальнейшем приобретая опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до сложных натюрмортов или пейзажей.
Для наглядности приведем примеры нескольких занятий с описанием работ с печатками разных видов.
ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ
Возраст. От 2 лет.
Средства выразительности. Фактурность окраски, цвет.
Материал. Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата; вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения. Опустить кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально (кисть в воду не опускается). Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Возраст. От 2 лет.
Средства выразительности. Пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материал. Мисочки, наполненные гуашью, плотная бумага любого цвета и формата, салфетки.
Основные правила техники рисования на основе печаток для старших дошкольников:
* точки следует наносить самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего;
* между точками оставляют просветы для нанесения следующего цвета (рисунок сразу не заполняется);
* прежде чем накладывать следующий цвет, желательно, чтобы предыдущий слой высох;
* не забывать и про передачу светотени. Самые темные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь;
* помнить: работа, выполненная в дробной технике, требует «финальных точек» -
цельных деталей, которые будут держать всю композицию (глаза, перчатки, маска, платок, ветки и др.).
Способ получения изображения. В гуашь опускается палец, и на бумагу наносятся точки, пятнышки. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы следует вытереть салфеткой, тогда гуашь легко смывается.
Примечание. Если есть возможность, желательно использовать специальную краску.
ОТТИСК ПРОБКОЙ
Возраст. От 3 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Миска либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения. Пробка прижимается к штемпельной подушке с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и миску, и пробку.
ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ КАРТОФЕЛЯ
Возраст. От 3 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Миска либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения. Печатка прижимается к штемпельной подушке с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и миску, и пробку.
ОТТИСК ПОРОЛОНОМ
Возраст. От 4 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Миска либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения. Поролон прижимается к штемпельной подушке с краской и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и миску, и поролон.
ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ
Возраст. От 4 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Миска- либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения. Пенопласт прижимается к штемпельной подушке с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и миску, и пенопласт.
ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ ЛАСТИКА
Возраст. От 4 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Миска либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика. (Печатку из ластика изготавливает педагог, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия.)
Способ получения изображения. Печатка прижимается к штемпельной подушке с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и миску, и печатку.
ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ
Возраст. От 4 лет.
Средства выразительности. Пятно, фактура, цвет.
Материал. Блюдце либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения. Смятая бумага прижимается к штемпельной подушке с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняют и блюдце, и смятую бумагу.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ
Возраст. От 5 лет.
Средства выразительности. Цвет, фактура.
Материал. Бумага, гуашь, кисть, листья разных деревьев.
Способ получения изображения. Листок покрывается красками разных цветов,затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.