Лунина Светлана
Значение речевых игр в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речевых игр в адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Основной вид деятельности малыша в раннем возрасте – игра. Из этого следует, что педагогу нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, так как для них это привычное дело, а основная задача в этот период – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу
Публикация «Значение речевых игр в раннем возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевые игры – это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
В период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.
Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает следующие.
1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.
2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значения слов, различение грамматических форм.
Эти задачи тесно связаны друг с другом, и лучше всего в данном направлении использовать речевые игры. Наиболее важными здесь являются индивидуальные речевые игры, направленные на:
- установление тактильных, доверительных контактов со взрослым;
- освоение новых видов игровой деятельности;
- формирование дружеских контактов со сверстниками [22,с. 79].
Речевые игры проигрываются в течение дня несколько раз, при этом необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия. После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к речевым играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей:
- игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность;
- игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось;
- в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции [30,с. 44].
При проведении речевых игр педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. У каждого педагога ДОУ имеется подборка речевых игр, направленных на успешную адаптацию ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Индивидуальные речевые игры : «Мой малыш», педагог обнимает малыша, приговаривая:
Ты ж мой маленький,
Мой хорошенький…;
- речевая игра «Поскакушки». Цель: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
Кушки – кушки, поскакушки,
Прыг-скок, прыг-скок!
Встали на ножки, по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок!;
- речевая игра «Баю - баюшки – баю.». Цель: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает.
Баю - баюшки – баю,
Отдыхай, хороший мой…
Баю - баюшки – баю,
Ты со мной – и я стобой… и другие [30,с. 51].
А также речевые игры на адаптацию в подгруппе: «Здравствуй, кукла Катя!». Цель: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого:
Это кукла Катя!
Помашем ей ладошкой!
Катя в гости к нам пришла,
«Здравствуй, Катя!
Как дела?»
С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры;
- «Игрушки». Цель: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт со сверстниками. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!» [30,с. 58].
Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, педагог ДОУ помогает детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.
В ходе организации речевых игр с детьми раннего возраста речь педагога не должна быть стереотипной. Например, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. При этом использовать фольклор:
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
Кран откройся,
Нос умойся
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько. и т. д. [30,с. 55].
Важно использовать в речевых играх такой прием, как вопросы, которые должны быть достаточно разнообразны. В практике нередко используются однотипный вопросы («Что?», «Кто?», «Какой?», и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему плачет заяц?», «Зачем петрушка просит мяч?» Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например мишка, чем накормим мишку и т. д. Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова - накормим морковкой.
Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. Длительность речевых игр будет зависеть, прежде всего, от реакции детей, их интереса, от развития речи ребенка. Самое главное, главное чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником такой игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка со стороны взрослого. Малыш учится слушать, отвечать на вопросы взрослого – сначала действием, а потом словом, поступать целенаправленно, добиваться положительного результата сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Малыш будет активнее использовать речь, если всё, что используется по ходу речевой игры, имеет привлекательный вид (яркие кубики, нарядная кукла, яркая картинка и т. д.) Интерес педагога поддерживается и собственным отношением педагога к тому, что показывается, о чем рассказывается. Речь должна быть эмоциональной, но в тоже время она не должна чрезмерно возбуждать ребёнка. По ходу речевой игры необходимо менять интонацию, выделять с её помощью главное, что малыш должен усвоить, говорить короткими фразами, избегать лишних слов и четко их произносить [26,с. 101].
Ребёнок не сразу усваивает задачу, а если усваивает то ненадолго. Поэтому необходимо одну и ту же игру повторять, но с разным материалом. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей и это радует его.
Итак, что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Однако не любые стихи могут стать речевой игрой, прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было «кого» или «что» показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба-Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи», это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты», это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд и т. д. Особенно нравятся малышам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Эффективность речевых игр в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения в ходе речевой игры, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха, что способствует успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению. Чтобы достичь желаемого благополучия в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения необходимо использовать речевые игры, так как данные игры способны налаживать отношения детей раннего возраста со сверстниками и взрослыми.