Ирина Семёнова
Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Семёнова Ирина Владимировна,
Учитель-логопед
СЗОУ ДО Гимназии 1538
Аннотация
Основным приемом коррекции речевых патологий у детей младшего дошкольного возраста является речевая игра, так как игровая деятельность служит ведущим типом деятельности дошкольников. В данной статье будут продемонстрированы примеры построения конкретных речевых игр, а также приведен анализ их воздействия на речевые патологии воспитанников.
Ключевые слова
Общее недоразвитие речи (ОНР, тяжелое нарушение речи (ТНР).
Публикация «Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Текст статьи
В последние годы все больше стали обращать внимание на детей младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с тяжелой речевой патологией : алалией, дизартрией, ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют; в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов или звукоподражаний. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которую они и получают при поступлении в логопедические или инклюзивные группы [8].
Основным приёмом работы во всех пяти образовательных областях (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС носят игровой характер и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Основой речевой игры является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в процессе игры в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
В процессе обучения происходит совмещение элементов игры и обучения, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры, повышение умственной и речевой активности ребенка. Формируется органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка. Прослеживается единство обучающих и воспитательных воздействий.
Игровой материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Речевые игры способствуют развитию фонематического слуха и восприятия, воспитывают внимание к звуковой стороне речи, развивают внимание к звукослоговой структуре слова.
Развивают фонетическую сторону речи, формируют правильное речевое дыхание.
Развивают силу, динамику, модуляцию голоса, интонационную выразительность и ритмичность речи.
Игры развивают импрессивную (пассивную) речь, помогают работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, формируют умение вслушиваться в речь.
Способствуют развитию экспрессивного (активного) словаря, формированию и совершенствованию грамматического строя речи, развитию разговорной (диалогической) речи и речевого общения.
Формируют умение заканчивать фразу, учат договаривать за взрослым слова и словосочетания, умение отвечать на вопросы.
На базе ДО Гимназии 1538 функционировала группа, в которую были зачислены дети трех-четырех лет с ТНР.
В данной группе важной составляющей работы педагогов являлось общение с детьми во время игры, что позволяло специалистам быстрее вызвать ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.
В данной статье продемонстрированы примеры построения конкретных речевых игр при разработке которых использовались методические рекомендации Н. В. Нищевой [8].
Игра «Пить-Есть»
Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов: буду пить, буду есть, развитие координации движений.
Оборудование. Мяч.
Описание. Логопед предлагает детям встать в круг и объясняет, что будет бросать им мяч и при этом называть разные продукты. А детям нужно поймать мяч, подумать и сказать, будет есть или пить этот продукт:
- Сок. (Буду пить сок.)
- Суп. (Буду есть суп.)
Игра «Одна и Две»
Цели. Совершенствование навыков счета в пределах двух. Формирование грамматического строя речи. Дифференциация существительных единственного и множественного числа женского рода в именительном падеже, развитие зрительного внимания.
Оборудование. Два комплекта предметных картинок по теме.
Описание. Логопед раздает детям по одной картинке. Дети показывают и называют их. Логопед обращает внимание на то, что на всех картинках нарисован один предмет, дети повторяют за логопедом: «Одна сахарница. Одна чашка. Одна тарелка. Одна ложка».
Логопед раскладывает на столе второй комплект картинок и предлагает детям выбрать такие же картинки, как те, что у них уже есть, сосчитать, сколько теперь стало предметов, и назвать: «Две ложки. Две чашки» и т. п.
Игра «Накроем стол»
Цели. Развитие слухового восприятия. Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, умения ориентироваться в схеме собственного тела. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
Оборудование. Тарелочки по количеству детей с предметными картинками по теме, цветной картон.
Описание. Логопед раздает детям листы цветного картона, и тарелочки с предметными картинками. Логопед предлагает накрыть на стол и дает детям задание:
— Возьмите чайник. Положите его в центр скатерти. Что ты взял Саша? (Чайник.)
— Что ты сделал? (Положил его в центр скатерти.) И т. д.
Игра «Разноцветная посуда»
Цели: Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умение различать их. Актуализация словаря по теме «Посуда».Согласование прилагательных с существительными женского рода.
Оборудование. Предметные картинки по теме «Посуда» 4-х основных цветов: красная чашка, желтая чашка, синяя чашка, зеленая чашка (тарелка, ложка, кастрюля, сахарница).
Описание. Логопед предлагает детям рассмотреть и показать, а потом и назвать посуду, просит обратить внимание на ее цвет. Отрабатываются диалоги:
— Что это? (Это чашка.)
— Какая это чашка? (Это зеленая чашка.)
— Что это? (Это ложка.)
— Какая это ложка? (Это синяя ложка.)
Игра «Найди свой домик»
Цели: Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умение различать их. Развитие умения различать геометрические формы по размеру и форме. Согласование прилагательных с существительными мужского рода. Дальнейшее усвоение названий геометрических фигур.
Оборудование. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разных цветов и размеров, три обруча
Описание. Логопед раздает детям геометрические фигуры и раскладывает обручи на полу. Дает детям задание:
— Что у тебя Маша? (У меня маленький красный круг.)
— Что у тебя Саша? (У меня большой синий квадрат.)
Логопед дает детям команду найти свой домик по форме.
Дети бегают по группе и по команде находят свой домик.
Игра «Для чего нужны»
Цели: Расширение предметного словаря по теме «Посуда».
Формирование обобщающего понятия «Посуда». Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить
Оборудование. Предметы игрушечной посуды, детский стол.
Описание. Логопед выставляет на стол предметы посуды и предлагает детям показать, а потом назвать их. После этого логопед объясняет, что будет рассказывать про посуду, а дети должны будут назвать и проговорить, для чего она нужна. Она фарфоровая, маленькая, у нее есть ручка. Что это? (Чашка.)
— Для чего она нужна? (Буду пить.)
— Он металлический, острый, у него есть лезвие и ручка. Что это? (Нож.)
— Для чего он нужен? (Ножом буду резать.)
— Он стеклянный, прозрачный, тонкий, у него есть дно и стенки. Что это? (Стакан)
—- Для чего он нужен? (Буду пить.)
В результате проведённой работы по лексической теме «Посуда» с детьми (ТНР) четвертого жизни : у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; улучшается слухоречевая и зрительная память; развивается просодическая сторона речи; улучшаются произносительные навыки; расширяется пассивный и активный словарь; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; дети начинают правильно употреблять различные грамматические конструкции ;словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно общаться.
Список литератур
1. ГербоваВ. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М., 1981. 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012. 3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009. 4. ФиличеваТ. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007. 5. Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)». — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 6. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Дошкольная тетрадь. — СПб., 2003. 7. Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб., 2003. 8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 9. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.