Ирина Алмазова
Значение работы по формированию представлений о геометрических фигурах
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов одна из сторон сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли, а также известные представители дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. «Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка» - с восприятия предметов, в том числе формы, начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. С другой стороны, сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и школе, оно определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Исследования Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия геометрических фигур и формы предметов. Дети дошкольного возраста недостаточно чётко ориентируются в многообразии геометрических фигур и форм предметов, не узнают предметы по выделенному признаку. Необходимо применять такие средства обучения, которые не только способствовали бы успешному усвоению знаний о геометрических фигурах и форме предметов, но и сделали процесс обучения интересным, что немаловажно для детей дошкольного возраста. Этой цели и служат дидактические игры. Удальцова Е. И., Сорокина А. И., считают, что в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, дидактическая игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволит ребёнку получить собственный опыт.