Гулахмадова Наталья Владимировна
Значение подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего снижением здоровья детей дошкольного возраста и связана со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологии и снижением двигательной активности дошкольников.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для разностороннего развития ребёнка, а также для воспитательного процесса большую значимость имеет удовлетворение потребности воспитанников в движении, поскольку данная потребность является базовой и биологически обусловленной.
Многие отечественные и зарубежные учены среди которых можно отметить Е. А. Покровского подчёркивали особую важность игровой деятельности у детей дошкольного возраста, они отмечали, что игра помогает реализовывать двигательную потребность детей в наиболее полезной и стимулирующей развитие форме.
Игровая деятельность в образовательном процессе имеет огромную значимость, поскольку позволяет активно воздействовать на процесс воспитания и всего развития в целом у подопечных. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние и развитие дошкольников. Также, участие в подвижных играх позволяет развивать различные личностные качества, например, моральные и ценностные. Участие в подвижных играх с определённым сюжетом даёт возможность ребёнку в игровой форме усваивать определённый жизненный опыт.
Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, необходимо реализовать следующие задачи:
заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;
формировать у детей стремление к самопознанию, самоконтролю, потребность в регулярных занятиях физической культурой;
развивать основные физические, нравственные, личностные качества, самостоятельность, дружелюбие;
вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей.
Подвижные игры целесообразно использовать как при проведении ООД, часов двигательной активности, прогулок, так и в свободной деятельности детей.
В рамках осуществления ООД подвижные игры являются частью самих занятий. Как один из вариантов я провожу 3-4 игры в конце занятия, при этом их сложность и нагрузка варьируется: игры с небольшой подвижностью, со средним уровнем активности или требующие высокой активности, а после снова с низким уровнем подвижности. В целом, можно осуществлять ООД состоящую из одних только подвижных игр и это будет вполне эффективно и благоприятно сказываться на разносторонним развитии воспитанников.
При проведении прогулок руководство подвижной игрой должен осуществлять воспитатель группы, закрепляя ранее изученные игры.
В свободной двигательной деятельности подвижные игры должны иметь ситуативный, стихийный характер. Дети обычно выбирают игры уже знакомые им и полюбившиеся. В этом случае им отводится ведущая роль в выборе и осуществлении подвижной игры. В старшей группе воспитатель может помогать детям в выборе игры, ведущих при затруднении, в подготовительной группе дети действуют самостоятельно.
В процессе организации и проведения подвижных игр следует руководствоваться принципу индивидуального подхода к каждому своему воспитаннику в зависимости и от его индивидуальных особенностей (уровню активности, степень развития познавательной сферы личности, включённость в коллектив, степень сформированности коммуникативных навыков). Например, организуя подвижную игру следует обращать внимание на воспитанников, имеющих высокий уровень двигательной активности, которая проявляется в сниженной координации движений, плохая концентрация внимания, расторможенность, им следует давать чёткие и краткие инструкции, следить за тем, как они следуют правилам игровой ситуации и на сколько точно выполняют те или иные необходимые движения. При этом, детей, которые проявляют малую двигательную активность или даже пассивность следует всячески мотивировать, давать какую-нибудь особенную роль в подвижной игре с целью постепенного вовлечения в процесс.
Важную роль имеет развивающая среда. Необходим подбор инвентаря, используемого для проведения подвижных игр : обручи, шнуры, кубики, кегли, мячи различного диаметра, скакалки и др. Изготовление различных пособий, используемых при проведении подвижных игр : цветные флажки, султанчики, платочки, плоскостные и объемные ориентиры, маски и шапочки животных и птиц, эмблемы команд, грамоты для награждения и др. Оформление картотек подвижных игр, считалок для заучивания детьми наизусть и т. д.
Подвижные игры создают условия для хорошего настроения детей, вызывают у них радость, желание двигаться, регулярно заниматься физической культурой. В то же время чередование игр с учетом нагрузки дает возможность не допускать переутомления детей.
Таким образом, использование подвижных игр решает задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Варьирование методов и форм в работе с детьми, распределение нагрузок, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его двигательной активности, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.