Деулина Дарья
Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Деулина Дарья Андреевна
Студент, 44.02.01 Дошкольное образование,
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»,
г. Дзержинск
Петрова Наталья Викторовна
преподаватель высшей категории,
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»,
г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
Темочки:
Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Подвижные игры необходимы для обеспечения гармоничного состояние умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Подвижных игр много, они разнообразны, поэтому была принята классификация игр, а также этапы проведения подвижных игр.
Ключевые слова: подвижные игры, значение подвижных игр, классификация, физические качества, нагрузка
Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений.
Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, что способствует развитию самообладания, выдержки, умению контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувства ритма.
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Сюжет отражает явления окружающей жизни, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте
Бессюжетные подвижные игры, такие как «Ловишки», «Перебежки», не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
По использованию основных движений игры можно разделить:
- игры с ходьбой и бегом;
- игры с метанием;
- игры на лазание;
- на ориентировку в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др., остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Таким образом, классификация подвижных игр позволяет распределить физическую нагрузку на занятии и прогулке что способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Этапы игры:
1. Подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов, растановка детей (сразу так как нужно для игры; в мл. гр. по кругу, врассыпную так чтобы было видно сразу всех детей)
2. Эмоциональный настрой детей на игру - сбор детей (по колокольчику, хлопки, просто предложить подойти)
3. Создать интерес с помощью показа атрибутов, пения песни, загадывания загадок, показа иллюстраций, произнося слова к игре если есть)
4. Объяснение содержания и правила игры
5. Распределение ролей
6. Руководство ходом игры (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее)
Подводя итог, хочется сказать, что играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и цельно.
Список литературы:
1. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду. - Москва : Просвещение, 1986. — 304 с.
2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Москва : Академия, 2011. – 368с.
3. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное пособие. – Москва : Просвещение, 1984. - 207 с.