полина лупачева
Значение наблюдений на прогулках в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т. д.
По словам Саморуковой П. Г. метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Публикация «Значение наблюдений на прогулках в средней группе детского сада» размещена в разделах
Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, и самое главное, хвалит их за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. В своей работе я использую циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, которые развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связях со средой обитания. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Большое значение имеют наблюдения в природе, для этого участок детского сада должен стать источником радости, знаний, местом активной деятельности детей. На участке можно следить за изменениями погоды, наблюдать за жизнью растений и птиц, читать детям рассказы о природе, разучивать с ними стихи, загадывать загадки. Чтобы работа была эффективной, воспитатель должен сам хорошо знать растения своего участка: их названия, особенности развития, значение для человека, уход за ними, борьбу с вредителями и т. д. Работа должна проводиться систематически. Необходимо проводить наблюдения каждого природного объекта многократно, при этом каждый раз привносить в процесс элемент новизны. Это позволяет детям видеть природный объект в разных ракурсах, выделять еще не разгаданные тайны исследуемого объекта.
Красива природа осенью. Воздух свежий, небо голубое, земля убрана пестрыми листьями. Я обращаю внимание детей на красоту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников, предлагаю детям определить окраску листвы различных деревьев и кустарников: желтые березы, красные и желтые клена, коричневые липы, красные рябины, пройтись по опавшим листьям: они шуршат. Пусть дети подержат их в руках, понюхают – листья свежие пахучие. Даю детям задание сравнить листья разных деревьев, так уточняю понятия детей о форме, цвете, сравнительной величине и характере поверхности предмета.
Чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей: воспитатель учит их правильно называть растения, животных, части тела, знакомит с новыми словами, образными выражениями. Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием.
Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где это возможно, организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала.