Ирина Новичкова
Значение катания на коньках для детей дошкольного возраста в ДОУ на синтетическом льду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста. Эффективность реализации этой задачи во многом зависит от наличия в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительного пространства: спортивного зала, бассейна, различных тренажеров, нестандартного оборудования.
В меняющихся современных условиях необходимо постоянное обновление и пополнение физкультурно-оздоровительного пространства ДОУ новым современным оборудованием и организация новых учебно-методических объектов.
Публикация «Значение катания на коньках для детей дошкольного возраста в ДОУ на синтетическом льду» размещена в разделах
Таким объектом в МАДОУ ЦРР-д/с "Сказка" №69 г. Белгорода явилось создание Ледового класса с синтетическим льдом.
Игры и упражнения на коньках, организованные в Ледовом классе, являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.
Ребенок, двигаясь на коньках, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. По данным Л. Н. Пустынниковой, катание на коньках у большинства детей (63,3%) приводит к повышению свода стопы.
Занятие катанием на коньках значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.
В результате обучения катанию на коньках функция равновесия успешно совершенствуется, что позволяет детям легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры, подолгу удерживать равновесие на одной ноге. Они стремятся сделать это как можно лучше. Для этого дети выбирают более эффективный способ выполнения движения, приучаются отмечать зависимость движений от собственных двигательных реакций, от внешних воздействий. Постепенно дошкольники овладевают умением двигаться на коньках, учатся переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, переводить лезвия коньков то на внутреннее, то на внешнее ребро, внезапно останавливаться, поворачиваться при скольжении на льду. Они учатся быстро и правильно принимать положение группировки (глубоко присев, наклонить туловище вперед, чтобы сохранить устойчивое положение на коньках.
Умелая организация обучения катанию на коньках помогает ребенку сравнительно легко овладеть двигательными навыками, обеспечивает необходимую психологическую подготовку к преодолению возникающих трудностей.
В процессе занятий дети получают первоначальные сведения о технике катания на коньках. По мере усвоения движений представления о технике становятся более четкими, они понимают, как принять исходное положение, как изменить направление движения, увеличить скорость и т. д. Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение, дети привыкают к определенной дисциплине: быстро собраться на занятие; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на каток организованно; не кататься на льду навстречу своим товарищам; помогать подняться тем, кто упал, и т. д. Кроме того, дети приобретают полезные трудовые навыки: самостоятельно готовят свои коньки к занятию — проверяют состояние лезвий, шнурков, по мере необходимости меняют шнурки; после занятий протирают коньки тряпочкой, аккуратно их кладут в индивидуальный мешок, туда же кладут запасные носки, все эти вещи складывают в определенное место. Таким образом, дети приучаются к аккуратности и порядку.
Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к зимним видам спорта на льду, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. д. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества движений на коньках.
В процессе обучения расширяется круг знаний о свойствах льда. С появлением Ледового класса у детей возникло множество вопросов - о свойствах синтетического льда и искусственного льда на Ледовой арене, зимой на улице. Они хотят узнать, когда и где появились коньки, о первом Олимпийском чемпионе на коньках и т. д.
Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх. Особенно это важно в зимний период года, когда снижается двигательная активность детей. Это обогащает детские прогулки, развивает двигательную активность и самостоятельность детей.
Таким образом, катание на коньках комплексно воздействует на организм занимающихся детей, оно не только способствует развитию основных двигательных способностей, но и прогрессивно усложняет, углубляет, расширяет двигательный опыт ребенка, формирует необходимые для жизнедеятельности качества, является средством сохранения здоровья.