Олеся Ахметова
Значение изобразительной деятельности для психофизического развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы проанализировать влияние изобразительной деятельности на психофизическое развитие детей, необходимо рассмотреть понятия «изобразительная деятельность» и «психофизическое развитие ребенка». Этимологически термин «психофизическое развитие» включает в себя два взаимосвязанных термина «психическое развитие» и «физическое развитие».
Публикация «Значение изобразительной деятельности для психофизического развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Физическое развитие понимается обычно как процесс изменения и совокупность морфологических и функциональных свойств организма; физическое развитие включает непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.
Физическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны, обусловлены друг другом.
Под психическим развитием в психолого-педагогической литературе понимается закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики ребенка – сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, которое протекает не всегда равномерно (скачкообразно) : периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития.
Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста, ее влияние на психофизическое развитие ребенка изучалось Е. И. Игнатьевым, В. И. Кириенко, В. В. Колокольниковым, Т. С. Комаровой, В. С. Кузиным, Н. Н. Ростовцевым, Н. П. Сакулиной, Е. В. Шороховым и др. Рассмотрим влияние изобразительной деятельности на психофизическое развитие ребенка, исходя из данных современных исследований.
Изобразительная деятельность относится к продуктивным видам детской деятельности. Исследования психологов показывают, что дошкольный возраст является сензитивным для становления многих видов деятельности. По мнению Л. С. Выготского, Ю. А. Полуянова в этот период возникает способность самостоятельно образовывать продуктивные цели, что обуславливает необходимость развития продуктивной деятельности как средства формирования целенаправленности и волевой регуляции поведения.
В дошкольной педагогике основным условием и средством эстетического развития ребенка рассматривается художественная деятельность детей, в том числе изобразительная, как стимулируемая взрослым, так и возникающая по инициативе детей. Под влиянием взрослого у дошкольника, например, складываются представления о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание на изменчивость цвета, его многообразие, ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания, у него формируется чувство цвета, которое позволяет создавать законченный художественный образ (Г. А. Урунтаева).
В процессе продуктивной деятельности интенсивно развиваются умственные способности детей. Так, Л. А. Венгер отмечал, что в рисунке ребенка всегда присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объекте, то получается схематическое изображение.