Получи документы

Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка

Светлана Курик
Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому, для того чтобы очертить точнее место исследовательских методов обучения, начнем с краткого упоминания об арсенале методов обучения в целом.

Публикация «Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка» размещена в разделах

Ещё в 70-х годах 20 века известные ученые Михаил Николаевич Скаткин и Исаак Яковлевич Лернерп предложили классификацию, предполагающую деление методов обучения на две группы: репродуктивные и продуктивные.

К репродуктивным методам по их мнению относятся:

• Обьяснительно-иллюстративный

• Репродуктивный

К продуктивным методам относятся:

• Частично-поисковый

Исследовательский

Проблемное изложение, как они счтали, - промежуточная группа.

К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит уже исвестные ему способы деятельности.

Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение в равной мере предпогалает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

Репродуктивные методы

Обьяснительно-иллюстративный метод

Этот метод предполагает, что педагог, воспитатель или родитель сообщает ребенку готовую информацию разными средствами. Этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод – репродуктивный – дает возможность сделать следующий шаг. Он содает условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Внедряя в практику продуктивные методы обучения, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, это наиболее экономичный способ передачи подрастающему поколению общественного опыта человечества. В образовательной практике не обязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать все законы развития общества или физики, химии, биологии.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами.

Продуктивные методы

Частично-поисковый метод это первичный этап, предваряющий использование исследовательского метода.

Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как:

• Выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы;

• Строить собственные доказательства;

• Делать выводы из представленных фактов;

• Высказывать предположения и строить планы их проверки.

Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания.

Данный метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. В обучении при применении исследовательского метода всё переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Технологии исследовательской деятельности

Этапы становления исследовательской деятельности :

ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);

планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);

анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

Алгоритм действий:

1) Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

2) Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения, а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализую-, щий проект, решает реальную проблему).

3) Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные фор-мулировки целей проектов обычно начинаются словами «раз-работать», «создать», «выполнить».

4) Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вред-но и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым про-цесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.

5) Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Ги-потеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

6) Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае : подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблю-дать; провести эксперимент.

7) Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8) Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.

Принципы исследовательского обучения

ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);

опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;

сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);

формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка :

преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;

преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;

побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога

Методические приемы:

подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т. д.)

Условия исследовательской деятельности :

использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)

создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;

четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;

выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;

развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;

обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;

создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;

побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;

подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение оригинальных решений, умений делать выбор;

знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка
Опубликовано: 20 июня 2021 в 10:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД