Светлана Курик
Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому, для того чтобы очертить точнее место исследовательских методов обучения, начнем с краткого упоминания об арсенале методов обучения в целом.
Публикация «Значение исследовательской деятельности в развитии ребенка» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ещё в 70-х годах 20 века известные ученые Михаил Николаевич Скаткин и Исаак Яковлевич Лернерп предложили классификацию, предполагающую деление методов обучения на две группы: репродуктивные и продуктивные.
К репродуктивным методам по их мнению относятся:
• Обьяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
К продуктивным методам относятся:
• Частично-поисковый
• Исследовательский
Проблемное изложение, как они счтали, - промежуточная группа.
К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит уже исвестные ему способы деятельности.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение в равной мере предпогалает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
Репродуктивные методы
Обьяснительно-иллюстративный метод
Этот метод предполагает, что педагог, воспитатель или родитель сообщает ребенку готовую информацию разными средствами. Этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод – репродуктивный – дает возможность сделать следующий шаг. Он содает условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
Внедряя в практику продуктивные методы обучения, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, это наиболее экономичный способ передачи подрастающему поколению общественного опыта человечества. В образовательной практике не обязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать все законы развития общества или физики, химии, биологии.
Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами.
Продуктивные методы
Частично-поисковый метод это первичный этап, предваряющий использование исследовательского метода.
Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как:
• Выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы;
• Строить собственные доказательства;
• Делать выводы из представленных фактов;
• Высказывать предположения и строить планы их проверки.
Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания.
Данный метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. В обучении при применении исследовательского метода всё переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
Технологии исследовательской деятельности
Этапы становления исследовательской деятельности :
ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
Алгоритм действий:
1) Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
2) Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения, а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализую-, щий проект, решает реальную проблему).
3) Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные фор-мулировки целей проектов обычно начинаются словами «раз-работать», «создать», «выполнить».
4) Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вред-но и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым про-цесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.
5) Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Ги-потеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
6) Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае : подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблю-дать; провести эксперимент.
7) Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8) Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.
Принципы исследовательского обучения
ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;
сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка :
преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога
Методические приемы:
подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т. д.)
Условия исследовательской деятельности :
использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)
создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;
выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;
развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;
обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение оригинальных решений, умений делать выбор;
знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.