Елена Зыкова
Значение игр со строительным материалом в развитии детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ПГО №64
Городское методическое объединение «Развитие детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей групп раннего возраста :
Значение игр
со строительным материалом
в развитии детей раннего возраста.
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ ПГО № 64
Зыкова Елена Геннадьевна
г. Полевской – 2014
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей групп раннего возраста, актуализация и систематизация имеющихся знаний
Публикация «Значение игр со строительным материалом в развитии детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
о роли игр со строительным материалом в развитии детей раннего возраста.
Материалы :
Презентация: «Значение игр со строительным материалом
в развитии детей раннего возраста».
Конспект консультации
В котором присутствуют комментарии к каждому слайду; и таким значением 1сл. * - обозначено место переключения на следующий слайд презентации.
Ход Консультации:
-Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию : «Значение игр со строительным материалом
в развитии детей раннего возраста».
2сл. * Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний.
Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.
3 сл. * Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
4 сл. * Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития.
Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Амплификация детского развития основывается на применении специфических видов детской деятельности согласно возрасту и учёте
возрастных и индивидуальных особенности детей.
5 сл. * Как известно в раннем возрасте у детей активно развивается восприятие, мышление, речь, память и другие познавательные способности.
Внимание у малышей пока непроизвольное.
Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов.
Развивается игра; которая ведёт к развитию общения.
Мышление у малышей наглядно –действенное, предметная деятельность является ведущей.
6 сл. * Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Предметная деятельность детей раннего возраста развивает познавательные процессы и мелкую моторику рук.
7 сл. * Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
8 сл. * Конструктивная деятельность детей проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению (ребёнок понимает назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам.)
9 сл. * Л. А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей дошкольного возраста. Т. е. необходимо отметить что в раннем возрасте конструирование как таковое еще отсутствует а присутствует игра со строительными материалами –которая является одним из специфических видов деятельности в возрасте до трёх лет.
10 сл. * Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса.
Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей. Восприятие становиться более целенаправленным.
Воспитатель учит детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.
Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения детей : они становятся более точными, ловкими, целенаправленными.
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки - это способствует повышению их интереса к конструированию.
11 сл. * Инициатором в этих играх остается взрослый. (подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.) Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу с инструкцией, используют слова для обозначения предметов и обобщения.
12 сл. * Дети учатся :
правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,
понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий);
правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
13 сл. * Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом :
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство (загородка, забор, домик,
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
14 сл. * Общение педагога с детьми должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Взрослый включается в совместные действия, в игру. Особенно результативно общение с детьми от лица игрушек.
Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»).
Следует содействовать формированию детского партнёрства, поощрять игровые объединения, поддерживать неуверенных, поощрять самостоятельность, помогать не навязчиво,не сдерживать инициативу ребёнка.
15 сл. * Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.
Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
16 сл. * Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать построики из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)
17 сл. * Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо : его разнообразие.
Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.
18 сл. * Считаю необходимым, кратко остановиться на применении ЛЕГО-технологий в раннем возрасте, которые ориентированы на развитие мелкой моторики и являются незаменимыми в конструировании и игре. С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить.
19 сл. * При использовании ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В игре с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации уже в раннем возрасте.
20 сл. * Игры со строительным материалом играют важную роль в развитии ребёнка
21 сл. * -Благодарю за внимание!
Вопросы…
Литература:
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозайка-Синтез, 2008.-64с.
Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : 1981.-159с.
Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М. : Изд. центр «Академия», 2002.-192 с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др.. –– М. : Просвещение, 1977
Шайдурова Н. В. Развитие ребё нка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. -М. : ТЦ сфера, 2008.
Материалы блога воспитателя МБДОУ №41 «Звездочка» города Южно-Сахалинска Шайдаровой Жанны Витальевны «Ни минуты покоя…»