Екатерина Егорова
Значение формирования интереса к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение формирования интереса к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста.
Современные условия жизнедеятельности людей, которые характеризуются напряженным ритмом и повышенным темпом работы, возрастающими психофизическими нагрузками, требуют достаточно высокого уровня психического и физического здоровья, выносливости и целеустремленности. Поэтому в настоящее время важнейшим социальным заказом к образовательной системе в нашей стране является повышение качества физического воспитания детей, начиная с самой первой ступени образования – дошкольной.
Публикация «Значение формирования интереса к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Значимость модернизации и совершенствования педагогической работы в области физического воспитания и развития дошкольников подчеркнута в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, где указано, что одной из первых задач работы с детьми дошкольного возраста является «обеспечение условий по охране и укреплению физического здоровья воспитанников». Одним из важных направлений содержания программы дошкольной организации определяется «Физическое развитие», которое предусматривает формирование двигательного опыта, развитие у дошкольников физических качеств и основ здорового образа жизни.
Реализация требований ФГОС ДО в отношении физического развития дошкольников требует не только планомерной и систематической организации педагогической работы, но также создание условий и использование средств, которые позволяют развивать интерес к занятиям физической культурой, поскольку именно интерес выступает как особый психический механизм, побуждающий и направляющий активность индивида на познание и освоение ценностей значимой деятельности (Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев и др.). На основе интереса формируется устойчивая мотивация дошкольников к занятиям физической культурой, что обеспечивает их гармоничное и правильное развитие, позволяет поддерживать сохранять высокий уровень здоровья.
В работах Л. Д. Глазыриной, Н. С. Галицыной, С. И. Карабаевой, Л. А. Колмыковой, Н. А. Мелехиной и других отмечается, что с целью повышения интереса у дошкольников к занятиям физической культурой необходимо проводить их в нетрадиционной форме : занятия-тренировки, игровые занятия-путешествия, детская йога, театрализованные физкультурные занятия и пр. Необычность содержания и средств нетрадиционных форм занятий способствуют повышению внимания детей, мотивированности к освоению разнообразного двигательного опыта, формирует позитивную установку и желание заниматься физической культурой.
Анализ состояния современной практики организации занятий по физической культуре в дошкольных учреждениях показывает, что наиболее часто они проводятся в традиционной форме. Инструкторы по физической культуре редко включают нетрадиционные элементы в образовательную работу с детьми. Поэтому у многих дошкольников быстро теряется интерес к занятиям.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой у дошкольников рассматривается как один из значимых факторов, повышающих качество двигательных действий и совершенствующих умственные действия в различных видах упражнений, подвижных игр и пр. При этом важно развивать не развлекательный интерес, который действует кратковременно и не способствует учебно-развивающей работе, а устойчивый и осознанный интерес к физкультуре [1].
Интерес к занятиям физической культурой у детей может проявляться в стремлении развить свои физические качества (стать сильным, самым быстрым и пр., укрепить здоровье, утвердиться среди сверстников, которые занимаются каким-либо спорта и пр. Кроме того среди дошкольников проявляются дифференцированные интересы к физическим занятия : у мальчиков больший интерес и стремление вызывают спортивные игры, а у девочек – подвижные с сюжетом, ролями и пр. Для построения эффективного физического воспитания дошкольников педагог должен учитывать интересы детей, а также развивать и совершенствовать их.
Таким образом, интерес выступает как значимая составляющая активности дошкольников, определяющая мотивы, направленность действий, что важно для освоения знаний, умений и навыков, для достижения успехов в обучении. Исходя из этого, можно определить, что интерес к физической культуре – это положительное, достаточно устойчивое отношение к соответствующим занятиям, которое стимулирует проявлять собственную активность.
С целью формирования и развития интереса к физической культуре рекомендуется творчески подходить к организации и проведению физкультурных занятий. Нетрадиционная форма занятий, согласно Н. С. Галицыной, Л. Д. Глазыриной, Л. А. Колмыковой, С. И. Карабаевой, Н. А. Мелехиной, позволяет наиболее стимулируют дошкольников к проявлению заинтересованности, на основе которой, при умелом руководстве, возможно становление устойчивых и осознанных интересов [2].
Нетрадиционные занятия отличаются от традиционных включением в структуру большего количества новых способов организации дошкольников, использования нестандартного оборудования, внесения изменений в построение самого занятия. Однако неизменным остается постепенное увеличение физиологической нагрузки, а также такие задачи, как:
- поэтапно обучать основным движениям: обучение, закрепление, совершенствование;
- обеспечивать тренирующий эффект, сохранять достаточную моторную плотность и развивать физические качества [3].
Использование нетрадиционных занятий требует от педагога знания уровня физического развития детей, степени физической подготовленности, интересов каждого ребенка. Разрабатывая содержание, следует отбирать не только доступные упражнения и игры, интересный и привлекательный материал, но и ориентироваться на решение программных задач, на обеспечение оптимальной моторной плотности занятия.
Список использованных источников и литературы:
[1] Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам : программа и программные требования. – М. : ВЛАДОС, 2010. – С. 171.
[2] Карабаева С. И., Нотенко Н. В. Нетрадиционные физкультурные занятия как средство повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста // Новая наука : стратегии и векторы развития. – 2016. – № 1-2 (58). – С. 138.
[3] Додонов Б. И. О сущности интересов и подходе к их исследованию [Электронный ресурс] // Советская педагогика. – 1971. – № 9. – С. 72-82.; URL : https://www.wikiwand.com/ru/Додонов,_Борис_Игнатьевич.
© Е. А. Егорова, 2022