Оксана Лавриненко
Значение фольклора и литературы в духовно-нравственном развитии ребёнка
"Воспитывать человека - значит определять судьбу нации. " Эта фраза, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, подчеркивает важность духовно-нравственного воспитания в нашем обществе. Сегодня основной задачей становится формирование нравственных качеств и ценностей у детей. Отношение ребенка к нравственным принципам будет влиять не только на его успешность в обучении, но и на его мировоззрение в целом.
Публикация «Значение фольклора и литературы в духовно-нравственном развитии ребёнка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Давно уже признано, что литературные произведения играют огромную роль в воспитании и образовании дошкольников. Эти произведения несут в себе значительный потенциал для передачи положительных и нравственных уроков. Дети легко воспринимают идеи, которые заключены в таких произведениях, где добро всегда побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные, так и известные авторские сказки (такие как сказки Ганса Христиана Андерсена, Клайва Льюиса, Шарля Перро и др.). Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы помогают воспитывать ребенка в духе традиций его народа и передают ему видение жизни, основанное на духовно-нравственных принципах.
Одним из способов вовлечения ребенка в чтение и реализацию нравственного потенциала литературы является применение различных методов:
1. Наглядный метод: включает в себя после чтения педагогом проведение наблюдений, показ сказок (как педагогом, так и самими детьми, изучение книжных иллюстраций, предметов, проведение дидактических игр, экскурсий по городу и целевых прогулок.
2. Словесный метод: является также эффективным и включает в себя чтение литературных произведений воспитателем, проведение бесед с элементами диалога, обсуждение книги в группе, задания на размышление и рассуждение.
Выбор конкретного метода зависит от конкретных целей, возможностей и особенностей воспитателя и детей. Важно создать атмосферу, способствующую восприятию и осмыслению нравственных уроков, а также поощрять дальнейшее чтение и вовлечение в литературную деятельность. Через литературу мы можем воспитать молодое поколение и определить будущую судьбу нашей нации.
3. Практический метод активно применяется в различных ситуациях, чтобы организовать продуктивную деятельность детей. Например, через этот метод можно проводить игры, шить кукол для сказок, ставить пьесы, проводить конкурсы и викторины, организовывать экскурсии различного характера, а также организовывать вечера с участием родителей и сверстников или для родителей.
Важно понимать, что через практический метод дети могут усвоить не только содержание литературных произведений, но и нормы поведения. Например, история может использоваться в качестве материала для игры, инсценировки, рисования, лепки, а также для развития двигательных навыков. Художественные произведения могут быть включены в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Для этого мы выбираем близкие по тематике произведения и иногда проводим беседы, сравнивая поступки и действия героев.
Одним из методов, которым мы пользуемся, является задавание вопросов с нравственной направленностью. Когда мы читаем детям художественные произведения, наша цель - подчеркнуть основные жизненные ценности. Например, при знакомстве детей с сказкой "Лиса и журавль", мы стараемся привести их к размышлению о том, что такое хитрость и жадность, каким нужно быть, чтобы получать любовь, ждать в гости и радоваться, радовать других. Мы анализируем художественную литературу, выделяем произведения, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств у старших дошкольников.
Проблемные понятия для обсуждения с детьми:
Трусость - Э. Успенский «Академик Иванов»,С. Маршак «Чего боялся Петя», О. Григорьев «Дрожащие стихи».
Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Я. Аким «Жадина».
Привычка брать без разрешения - Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», С. Михалков «Находка».
Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н. Носов «На горке», В. Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Б. Заходер «Серая звёздочка», В. Осеева «Волшебное слово», Г. Остер «Вредные советы», В. Драгунский «Хитрый способ», Э. Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», А. Барто «Вовка – добрая душа», В. А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
Агрессивность - Э. Мошковская «Человек бесчеловечный», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история».
Жестокость - Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок», Р. Погодин «Жаба», Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», В. Солоухин «Бишка», Ф. М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
Эгоизм - Е. Пермяк «Сила не право», Д. Лукич «Четыре девочки», Л. Толстой «Птичка», Уолтер «Мальчик - звезда», В. Осеева «Печенье».
Непослушание - К. Ушинский «Умей обождать», М. Горький «Воробьишко».
Правда и ложь - Н. Носов «Карасик», «Фантазёры», В. Осеева «Почему», В. А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Благодаря использованию художественных произведений в нашей работе с детьми, можно установить тесный эмоциональный контакт и развить доверительные и доброжелательные отношения. В этих произведениях содержатся ласковые обращения, которые помогают создать атмосферу взаимопонимания и уважения. Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей имеет целенаправленную природу и направленность.
С годами мы замечаем, как наши дети становятся добрее и более участливыми друг к другу. Они учатся сопереживать героям художественных произведений и замечают настроение близких и окружающих людей,приобретают нравственные качества, проявляют участие, доброту и протест против несправедливости.
Таким образом, использование художественной литературы стало основой для воспитания принципиальности, честности и настоящей гражданственности у наших детей. Мы убеждены, что это важный шаг на пути формирования гуманных чувств и ценностей, которые будут сопровождать детей всю жизнь.