шабанникова марина
Значение дидактической игры в воспитании и обучении детей
Значение дидактической игры в воспитании и обучении детей.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Известный педагог Е. И. Тихееева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и др. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.
Публикация «Значение дидактической игры в воспитании и обучении детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли развитии детей дошкольного возраста.
Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность».
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Дидактические игры играют большую роль во всестороннем воспитании и обучении детей. Все задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста решаются успешно с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о Советской Армии, о людях разных профессий, о труде советских людей, о людях разных национальностей. Тесная связь воспитания с жизнью советского народа – источник идейной направленности процесса воспитания.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребё нок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Нашими исследователями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателям, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Большое значение поэтому дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения.
Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Исследование, проведённое под руководством Л. А. Венгера по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушках, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.
Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребёнка - способность к самооценке (оценка своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми).
Формируются также социальные качества личности ребёнка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.
Дидактические игры используются в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желаниям самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. При этом воспитываются у детей интерес к людям этой профессии - ребята играют в строителей домов, мостов, железных дорог.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если сами ребята готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относится. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
С помощью дидактических игр решаются задачи эстетического воспитания. Для этого дидактический материал должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ними.
Наблюдая за поведением каждого ребёнка в играх, воспитатель отмечает красоту поступков детей. Красивым поступком дети потом сами называют оказанную помощь малышам во время игры, изготовление для них новой дидактической игры, обучение вновь поступивших ребят в игре и др.
Значение дидактических игр, в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребёнка. Известно, что игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызываемый хорошее самочувствие и вместе с тем определённое напряжение нервной системы. Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно складывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, изобретательной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.
Коллективная деятельность - игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором. Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Всё это создаёт радостное настроение, повышает эмоциональный тонус.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1988.
3. Жолнерович Н. Игрушка: ее место и роль в воспитании ребенка. Дидактическая игрушка //Пралеска. – 2008. - №1. – с. 35-38.
4. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
5. Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1988.
7. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1986.