Наталья Нестерова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Копьевский районный Дом детского творчества»
Школа раннего развития «Гармония»
Составитель:
Нестерова Наталья Ильинична
Педагог дополнительного образования
2017 год
Пояснительная записка
«Экологическое воспитание - это формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаев.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Актуальность темы: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок, экскурсия в парк.
Планируемые результаты:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
5. Обогатить словарный запас детей
6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
8. Приобщить к совместной деятельности родителей
Тема занятия : «Зимующие птицы»
Цели:
• формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
развивающие:
• развивать диалогическую речь; умение взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.
воспитательные :
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Оборудование: картинки зимующих птиц; СD - записи пения птиц, мультимедиа- презентации о зимующих птицах. Предметы для изготовления кормушек.
Ход занятия:
Орг. Момент:
Ну-ка дети встанем в круг. Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки, возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Передали друг другу хорошее настроение.
А теперь садитесь на места. Чтобы узнать чем мы сегодня будем заниматься, послушайте музыку.
1. Воспитатель : – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?
Дети: - Птицы.
В: - Когда вы слышали такое пение птиц?
Д: - Летом.
В:- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?
Д: - Нет.
В: - А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.
Дети отвечают на вопросы воспитателя : «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Декабрь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?
Дети садятся за столики.
В: Зима бывает разная. Она умеет проказничать. Послушайте, что однажды произошло. (отрывок из сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»).
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться : надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
-Сегодня к нам на занятие в гости пришла птица. Угадайте кто это:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может, в них и мало прока
Но горда собой ….сорока.
Появляется Сорока
С: Здравствуйте, дети! Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
В: Дети, давайте поможем Сороке разобраться. Каких ты птиц встретила в лесу?
С: А вот отгадайте мои загадки:
Презентация: «Зимующие птицы»
1. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут её…. (Ворона)
3. Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня (Синичка)
4. Угадайте, что за птица
Словно кошки не боится –
Скачет по дорожке
Собирает крошки
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик - чирик! (Воробей)
5. Вертится стрекочет, весь день хлопочет.
(Сорока)
6. Черная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.
(Галка)
7. Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели. (Свиристели).
(Сорока садится на стул).
В: эти птицы остались зимой с нами. Как их можно назвать, одним словом?
Д: Зимующие, они остаются с нами зимовать.
Послушайте, как тяжело бывает птицам зимой :
Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный
И летит к чердаку своему
А гляди, не становится вредным
Оттого что так трудно ему.
-Дети, а почему птицам бывает зимой очень трудно?
- Чем мы можем им помочь?
В: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах.
Давайте отдохнем,
Физминутка.
Птички в гнёздышках сидят.
И на улицу глядят.
Порезвиться захотели.
Друг за дружкой полетели.
В сторону руки, плавно помашем –
Так вот птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
А теперь поиграем в игру «Покормите птиц».
Презентация: «Покормите птиц» Отгадываем загадку и отвечаем на вопрос.
Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
Прыгает, шныряет,
Крошки собирает.
(воробей)
Что любит воробей? Чем мы его угостим
В каждом городском дворе
Есть на радость детворе.
Птица неприхотливая,
Гуль – гуль – гуль красивая.
(голубь)
Что любит голубь?
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять.
(снегирь)
Что любит снегирь?
Я в берете ярко - красном,
В серой курточке атласной.
Я деревьям всем приятель.
Как зовут меня все?
(дятел)
Что любит дятел?
Непоседа-невеличка,
Жёлтогруденькая птичка
Ем я сало и пшеничку.
Как зовут меня?
(синичка)
Что любит синичка?
Кто так громко всё стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет?
(сорока)
Что любит сорока?
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут её…. (Ворона)
Что любит ворона?
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(Свиристель)
Что любят свиристели? А вы чем подкармливаете птиц зимой?
Ребята, как вы думаете, для чего у нас на столах лежат коробочки, веревочки,
семечки?
В: Верно. А давайте мы смастерим кормушки, а вы дома их повесите в саду или в огороде, насыплете корм в кормушки и понаблюдаете за птицами, а потом нам расскажете.
Работа в группах с родителями. Изготовление кормушек.
Ну, вот, теперь мы с вами поможем птицам перезимовать у нас.
Итог: Встаем в круг.
Игра «Назовите зимующих птиц»
Дети передают друг другу снежинку, вырезанную из бумаги, и называют зимующих птиц.
Например: голубь, снегирь, клёст, свиристель, сорока, и др.
В: Молодцы, ребята! Теперь мы сороке все рассказали о зимующих птицах, хорошо потрудились.
Сорока: Спасибо, дети. Теперь я поняла, почему не все птицы улетели и что они едят.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
«Спасибо, вам великое!»
До свиданья, ребята!
Используемая литература:
1. Костюченко, М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Изд-во АСТ, 1998.
3. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С. Н. Николаева. – М., 1995.
Интернет ресурсы: nsportal.ru, detsad-kitty.ru, yandex.ru/images