Гульнара Латыпова
Зимние забавы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
Подготовила:
Латыпова Гульнара Ражаповна
2014г
Задачи:
Публикация «Зимние забавы» размещена в разделах
- Зимние забавы и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.
Употреблять однокоренные слова; образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов ;
Развивать личностные качества: любознательность, активность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности
Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Воспитывать культуру ведения диалога.
Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, социализация
Виды деятельности: познавательно исследовательская, коммуникативная, игровая
Материал:картинки на зимнюю тему,мнемотаблица для составления рассказа, материал для проведения опыта (снег, сосулька, емкость)
Предварительная работа:наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций,чтение художественной литературы по теме.
ХОД:
-Закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей? (ответы).
Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
О каком времен года эта загадка? (О зиме.)
-Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – «Зимушке – Зиме».На дворе зима, а как же называются зимние месяцы (Декабрь, Январь, Февраль).
-Какая зимой погода? (холодная)
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
-Какое время года следует за зимой?
-Какие признаки зимы вы знаете?
Что отличает зиму от других времён года? -
Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.
Игра «Волшебная палочка».
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.
(дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку) .
(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
-А какие изменения происходят в природе зимой (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).
Воспитатель : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег») .
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
воспитатель: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
Опыты со снегом и льдом.
Зиму мы любим за то, что много снега, можно кататься на лыжах и коньках. Всё это можно делать только зимой. Почему?
В. Раз только снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (ответы)
В. Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд, чем отличаются. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.
Опыт №1 «Определение цвета»
-Какого цвета снег (белый).
-Какого цвета лёд (бесцветный).
Опыт №2 «Определение прозрачности»
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег – непрозрачный).
Опыт №3. «Воздействие температуры»
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось (Они растаяли).Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит,снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Вывод. А сейчас объединим все, что мы узнали. Снег – белый, прозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. Ребята,а что общего между снегом и льдом (Ответы).Как из воды получить лёд (Ответы).Во что ещё превращается вода зимой (Сосульки,изморозь).В какую погоду снег лёгкий,пушистый,сухой,легко рассыпается (в морозную).А в какую погоду снег липкий,тяжелый. влажный,сырой (во время оттепели).
Дыхательные упражнения.
воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки) .
6. Составление рассказа по опорным картинкам.
а) .- Сейчас мы будем составлять рассказ о зиме. Вот послушайте, какой я составила рассказ (на магнитную доску прикрепляются опорные картинки) .
Рассказ «Гостья зима» : Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму.
В. -Кто пришел к нам в гости?
-Чем накрыла землю зима?
-Какие подарки принесла зима?
-Для чего людям нужны эти подарки?
-Что такое зимние забавы?
Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблице.
Физкультминутка
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
В. Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
В. пока мы играли со снегом, лепили снеговика, у меня замерзли руки. Как можно их согреть? (Подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки).
В. Правильно нужно надеть варежки и сейчас я предлагаю вам их нарисовать, но чтобы они получились красивыми надо погреть руки
Пальчиковая гимнастика: “Зима”.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях
Украшение варежки башкирским орнаментом
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
Что у каждого из вас получилось лучше всего?