Елена Заморина
Жизненный мир младенца
▼ Скачать + Заказать документы
В первые месяцы после рождения исходный простой и легкий жизненный мир, сведенный к немногим как бы непосредственно удовлетворяемым биологическим потребностям, постепенно начинает расширяться. Это происходит главным образом за счет развивающегося общения с матерью или близким ему взрослым, заменяющим ему мать, по каким-либо причинам (в специализированных учреждения - это воспитатель). Вначале малыш воспринимает маму на эмоциональном уровне. Затем эмоциональная реакция на мать постепенно смещается на сам процесс общения с матерью.
Темочки:
Второе направление в развитии жизненного мира младенца связано с его предметно-познавательной деятельностью. Начиная с возраста 5 месяцев, ребенок все более интенсивно манипулирует предметами, познавая окружающий мир вещей. В предметно-познавательной деятельности ребенка можно выделить две стороны: игровую и собственно познавательную. В игре повторяются уже освоенные ребенком действия. Собственно познавательные же действия связаны с целью их осмысления. Надо отметить, что между игрой и восприятием нового, исследовательским поведением ребенка нет четких границ – и то и другое осуществляется ради самого процесса деятельности, ради интереса к нему. Иными словами, все стороны жизни ребенка при оптимальных условиях развития для него увлекательны, полны интереса и радости. С каждым месяцем все большее место в жизни малыша начинает занимать собственно деятельность, внешняя активность и развивающаяся в связи с деятельностью психика.
Нужно отметь, что только при полноценном эмоциональном общении с матерью (воспитателем в детских специализированных учреждения) и достаточно насыщенной и многообразной предметно-познавательной игровой деятельность развитие ребенка будет гармоничным.
Нарушения согласия с миром в младенческом возрасте связаны прежде всего с нарушением общения с матерью или замещающим ее лицом. Отсутствие эмоционального общения со взрослым приводит к значительной задержке психического развития младенца.
Отсутствие условий для разнообразной и содержательной предметно-познавательной деятельности вследствие недостаточного внимания взрослых к этой стороне жизни малыша также может привести к появлению значимой трудности внешнего аспекта жизненного мира.
Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности общения со взрослыми.