Айдынмаа Юриевна
Примерная программа по национальной борьбе «Хуреш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур «Чинчи»
с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
Примерная программа по национальной борьбе «Хреш» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Разработала: Ооржак Айдынмаа Юриевна.
I квалификационная категория
воспитатель, педстаж – 8лет.
Общая характеристика работы.
Публикация «Примерная программа по национальной борьбе „Хуреш“» размещена в разделах
Аннотация: В примерной программе сообщается, что национальная борьба «Хуреш» рассматривается как один из самых любимых занятий детей и взрослых, которое качественно влияет на уровень здоровья и физического развития. Основными аспектами физического и патриотического воспитания является: беседы, рассказы, чтение художественных произведений, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, смотр спортивных видеороликов, презентаций, целевые прогулки с детьми, встреча с борцами и их детьми, ННОД и ритуалы.
Актуальность проблемы обусловила на разработку примерной программы по национальной борьбы «Хуреш» для детских садах в сельской местности где нет условий для проведения ННОД и материально-технической базы.
Цель исследования: научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности занятий тувинской национальной борьбы «Хуреш», как средства физического воспитания.
Гипотеза: предполагается, что целенаправленное использование тувинской национальной борьбы «Хуреш» в детских садах, позволит повысить уровень физической подготовленности воспитанников.
Новизна программы заключается в том, что объединила образовательные области ФГОС «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» с национальной борьбой "Хуреш".
Введение.
Национальная борьба «Хуреш» - старинный, любимый тувинцами вид спорта. Она является неразделимой частью любого семейного, народного, религиозного праздников. С давних времен борьба служила физическому воспитанию сильных мужчин и бесстрашных воинов. Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора: сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или по крайней мере среди них нет человека, который бы не умел бороться. И сегодня этот вид спорта пользуется с большой популярностью среди жителей Республики. Она очень темпераментна и зрелищна, а правила очень простые и понятные для всех. «Хуреш» притягивает своих поклонников своим азартом и заряжает энергией. Поэтому на народных, традиционных праздников собираются почти вся Республика – от младенцев до пожилых людей. Любители, поклонники борьбы на лицо знают своих героев-борцов, слагают о них легенды. С давних времен борьба стала еще интересней, еще зрелищной и продолжает развиваться своими новыми правилами, захватами, приемами, уловками, стойками, силами, инерциями, принципами, направленного на побеждение соперника. Строятся очень многие стадионы, спортивные залы, комплексы для развития борьбы «Хреш» подрастающего поколения, чтобы многие смогли заниматься своим любимым видом спорта. Побеждает, тот у кого ловкость, смелость, выносливость, сила, умение использовать инерцию и силу противника.
Не зря поговаривают «Если ты Тувинец, ты хороший хурежист, если ты хороший хурежист, то ты чемпион во многих видов борьбы»
Пояснительная записка.
Национальная борьба способствует вовлечению детей в массовое физкультурное и спортивное движение, но и является неотъемлемой частью и средствами развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, воспитание характера человека и уважение национальных традиций Тувинцев. В последние годы в практически во всех дошкольных учреждениях широко практикуется проведение состязаний по тувинской национальной борьбе «Хреш». Но, нет утвержденной программы для этих учреждениях.
Примерная программа по национальной борьбе «Хреш» разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет для тувинских детских садов. Она разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г). В этой программе разработаны самые необходимые теоретические, практические, развивающие, учебные, подготовительные материалы.
Главной задачей примерной программы является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно – воспитательный процесс. Для достижения намеченной цели необходимо решить задачи – образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Образовательные задачи состоит из усвоения теоретических и практических основ борьбы «Хуреш», формирования позитивных отношений у физической культуре и спорту, в частности борьбы.
Воспитательные задачи предусматривают воспитание духовно-нравственных и волевых качеств.
Оздоровительные задачи позволяют контролировать уровень физического состояния здоровья, его сохранение и укрепление, развитие физических качеств занимающихся средствами физической культуры.
Особое внимание в Программе уделяется развитию, сохранение и укрепление здоровья детей, а так же, воспитанию таких качеств как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной итд, музыкальной, чтения.
Учебная работа осуществляется в форме ННОД. Основные формы учебно-тренировочного процесса с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные (теоретические, практические и продуктивные); участие в различных конкурсах; методический разбор занятий; выполнение домашних заданий.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально – коммуникативное развитие направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в борьбе «Хуреш», воспитание моральных и нравственных качеств детей, формирование правильно оценивать свои поступки и поступки друзей. Развитию навыков самообслуживанию, становление самостоятельности, воспитанию культурно-гигиенических навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и его результатам. Формирование умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей формирование первичных представлений о правилах в борьбе «Хуреш», о соревнованиях, о спортивных одеждах борцов и о известных борцов Республики. Формирование познавательных действий, развитие любознательности, воображение, восприятие, внимание, память, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать и творческой активности. О малой родине и Отечестве, представлений о социокульнурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средство общения. Развитие свободного общения с педагогами и с сверстниками. Овладение всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связанная речь, расширение словарного запаса. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание к интересу и любви к чтению, желание и умение слушать художественные и народные произведения, следить за развитием действий, умение пересказывать и подражать героям произведений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие направленно на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Формирование элементарных представлений о видах искусства. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-образных способностей.
Образовательная область «Физическая культура»
Физическая культура включает приобретение первоначальных навыков «Хуреш» в теоретической и практической основе. ФК направлена на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательных системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторику обеих рук, а так же с правильным выполнением основных движений, овладение простых подвижных и спортивных игр с правилами, становление ценностей здорового образа жизни. Развитие способности к самоконтролю, самооценке при выполнении основных движений.
Программа разработана для проведения НОД два раза в неделю. 1 НОД теоретическая, 2 НОД продуктивная и 1НОД практическая в конце месяца. Всего за год 72 занятий из них 9 практических занятий. Продолжительность 1 НОД – 25-30 минут. Все ННОД проводятся в интегрированной виде.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках ННОД, но и в ходе режимных моментах как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности дошкольников.
Непосредственная образовательная деятельность
1 неделя 2 неделя
Познавательное развитие
Продуктивная деятельность (ИЗО, лепка, аппликация) Развитие речи
Художественно – эстетическое развитие (музыка)
3 неделя 4 неделя
Социально-коммуникативное развитие
Продуктивная деятельность (по выбору детей) Физическая культура (практическая, игровая)
Целевые прогулки
Примерное календарно-тематическое планирование
Неделя НОД Тема Месяц
1 Позн-ное раз-ие Знакомство с национальной борьбой «Хуреш»
Сентябрь
Продуктивная ИЗО Путешествие в страну «Хуреш»
2 Речевое развитие Выучить наизусть стих «Моге»
Худ-эстет развитие. Музыка Песня «Доге-Баары»
3 Соц-но-ком-ое развитие Легендарные борцы.
Продук деят
Аппликация Силуэт борца
4 Физическая культура Построение. Простые повороты.
Целевая прогулка Прогулка в ДЮСШ с. Суг-Аксы
1 Познавательное развитие Знакомство с формой борца «Содак-Шудак" ОКТЯБРЬ
Продуктивная
Лепка Лепка «Содак-Шудак»
2 речевое развитие Чтение тувинских пословиц.
Художес-эстет «Мой герой»
3 Соц-ком раз-ие
Основы безопасности на занятиях «Хуреш»
Продуктивная
Рисование «Будь осторожен!»
4 1. Физическая культура Стойки борцов
2. Целевые прогулки Прогулка в начальную школу. Посещение урока по ФК «Хуреш»
1 Познавательное развитие Знаменитые борцы нашего времени НОЯБРЬ
Продуктивная
Лепка Лепка «Это ОН».
2 речевое развитие Заучивание стих М. Рамазанова «Хуреш»
Художес-эстет декоративное ИЗО Раскраска силуэта борца «Это ОН»
3 Соц-ком раз-ие
Беседа по картинке «Образ Я»
Продуктивная
Сюжетное ИЗО Я в будущем.
4 1. Физическая культура Захваты и дистанции
2. Целевые прогулки Встреча с дочкой легендарного борца Апыш-оол Боодерович Ооржака
1 Познавательное развитие Чтение сказки «Хайындырынмай багай-оол и его конь» ДЕКАБРЬ
Продуктивная
Лепка Рисование сюжетной картины по сказке
2 речевое развитие Е. Танова «Могелер» стр 118.
Художес-эстет
Танец «Эзирнин Девии»
3 Соц-ком раз-ие
ОБЖ по элементам передвижения
Продуктивная
Повторение пройденного материала
4 1. Физическая культура Элементы передвижения.
2. Целевые прогулки Экскурсия в детскую библиотеку
1 Познавательное развитие Чтение отрывка из романа Иргит Бадра «Арзылан Кудерек» ЯНВАРЬ
Продуктивная
Лепка Раскраска «Арзылан Кудерек»
2 речевое развитие Чтение сказки «Хан-Хулук и Алдын-Оюу алышкылар»
Художес-эстет
Разработка сценария по созданию мультфильма «Хан-Хулук и Алдын-Оюу алышкылар».
3 Соц-ком раз-ие
Техника правильного падения во время борьбы
Продуктивная
Лепка персонажей и иллюстраций мультфильма
4 1. Физическая культура Падения.
2. Целевые прогулки Встреча с юным борцом.
1 Познавательное развитие Репетиция мультфильма. Заучивание ролей ФЕВРАЛЬ
Продуктивная
Лепка Сьёмка мультфильма
2 речевое развитие Озвучка мультфильма
Художес-эстет
Озвучка мультфильма
3 Соц-ком раз-ие
ОБЖ по технике броска через спину
Продуктивная
Показ мультфильма.
4 1. Физическая культура Бросок через спину
2. Целевые прогулки Встреча со старшей группой из другого детского сада
1 Познавательное развитие Чтение и заучивание стих «Могу эрлер чурту Сут-Хол» МАРТ
Продуктивная Свободная тема.
2 речевое развитие Повторение стих «Моге эрлер чурту Сут-Хол»
Художес-эстет
прослушивание песни Л. Куулар "Сут-Хол могелери"
3 Соц-ком раз-ие
ОБЖ по технике броска с захватом ног
Продуктивная
Раскраска.
4 1. Физическая культура Бросок с захватом ног АПРЕЛЬ
2. Целевые прогулки Экскурсия в местечку «Кодурер-Даш»
1 Познавательное развитие Знакомство с Арзылан моге РТ Сайын-Белек Михайлович Тулушем.
Продуктивная
Рисование «Кодурер-Даш»
2 речевое развитие Чтение стих Ангыр-оола иргита «Чоннун ынак могезинге»
Художес-эстет
Смотр видеофильма с участием борца С-Б. М. Т
3 Соц-ком раз-ие
ОБЖ по обоюдному захвату
Продуктивная
Фотоколлажи со своими руками. «Страна по имени Хуреш»
4 1. Физическая культура Обоюдный захват МАЙ
2. Целевые прогулки Встреча с Ооржак Айдын
1 Познавательное развитие Знакомство с Начын моге РТ Алаш Николаевичем Монгушом.
Продуктивная
Лепка Выставка фотоколлажей.
2 Речевое развитие Разработка мини утренника.
Художес-эстет
Повторение танцев, песен и стихов.
3 Соц-ком раз-ие
ОБЖ зацепа из внутри ноги
Продуктивная
Презентация работ детей. Концертные номера. Награждение самых активных детей и родителей.
4 1. Физическая культура Зацеп из внутри ноги
2. Целевые прогулки Встреча с Начын моге РТ А. Н. Монгушом.
Работа с семьями воспитанников группы.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей:
Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Взаимодействие повышению двигательных активности и общего физического развития детей через целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей с средствами национальной борьбы «Хуреш».
Требования к форме одежды детей на занятиях борьбы.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей по физической культуре, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, папки передвижки, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские соревновании и физкультурные праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки по национальной борьбе «Хуреш».
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации различных мероприятий по ЗОЖ и утренние гимнастики вместе с семьями, конкурсов, маршрутов выходного дня (в школу, музей, ДЮСШ и др., семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Список литературы :
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е Веракса. Москва – 2014г.
Программа по борьбе «Хуреш» для национальных образовательных школ РТ. Ондар О. Ч. Кызыл – 1999г
Тувинская национальная борьба «Хуреш» Ооржак С. Ы, Ооржак Х. Д-Н кызыл – 2015г.
Тыва хуреш баштайгы базымнар. Сергей Ооржак кызыл – 2005ч.
Тувинские народные сказки. Кызыл -2004г.
Тыванын алдарлыг могелери. Сергей Ооржак. Кызыл – 2013ч.
«Хуреш» Правила соревнований. Кызыл – 2011г
Шуглуп оорен. Сергей Ооржак. Кызыл -1990ч