Хеда Старикова
Жан-Жак Руссо. Педагогическая теория
▼ Скачать + Заказать документы
Жан-Жак Руссо. (1712-1778) родился 28 июня в Женеве.
Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве (Швейцария). Мать умерла при родах. Семья часовщика, была скромным достатком. Когда отец женился снова, Жан-Жака будучи ребенком, его отдали на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж. -Ж. Руссо. Множество раз Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий: гравера, переписчикам нот, секретаря, домашнего учителя, ученика нотариуса, преподаватель музыки. Он не получал образования систематического, а занимался самообразованием. С самого детства в своей биографии Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования
Ж. -Ж. Руссо является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения
Творческий взлет Ж. -Ж. Руссо пришелся на 1756-1767г. Когда он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов.
В 1755г. Появляется знаковая работа Ж. -Ж. Руссо – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Затем последовал знаменитый, позднее вошедший в историю государства и права политический тракт «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762)г. Руссо противопоставил цивилизованному обществу идеальную модель – общество естественного состояния, в котором люди первоначально были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранности собственности и общественной безопасности. В своем труде Руссо пытался доказать, что власть не отвечающая интересам народа, незаконна, так как нарушается первоначальный общественный договор, по которому граждане добровольно передали свои права выбранному государству.
В 1763г. Выходит в свет знаменитый педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании». Это произведение принесло автороту поистине общественную известность. В нем мыслитель показал возможный путь воспитания человека нового типа, свободного от наследия «старого режима» и его пороков. В своей общественной теории Руссо исходил из того неприлежного для себя факта, что современный человек напрочь изуродован «испорченным обществом». Отсюда следовал вывод, что воспитывать ребенка необходимо подальше от подобного общества от «гнилостной» цивилизации, на лоне природы, то есть дать естественную возможность самой Природе сделать свое дело во имя полноценного воспитания ребенка. Это означает, что в деле воспитание необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизические особенности. Так как сама природа требует, что бы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей.
Основные труды Ж. -Ж. Руссо:
«Рассуждение о науках и искусствах» (1750)г.
«Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755)г.
«Политическая экономия» (1758)
«Юлия, или Новая Элоиза» (1761)г.
«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762)г.
«Эмиль, или О воспитании» (1763)г.
Воспитание природой, по мнению Ж. -Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития органов чувств. природа, а так же развивает способности;
Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических;
Воспитание от вещей является собственным личным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.
По мнению Руссо, контакт с природой должен укрепить физически, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следует отказаться от ограничений, отучить от слепого повиновения. Естественное воспитание то, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, подготовка к общественным обязанностям. Мотивацией этого процесса должно быть стремление ребенка к самосовершенствованию.
Все факторы вместе обеспечивают естественное развитие ребенка. Русо был убежден, что воспитанием должны заниматься специально подготовленные люди – воспитатели. Роль воспитателя для Руссо заключалась в том, что бы обучать детей и давать им одно единственное ремесло – жизнь. Наилучшим воспитателем Руссо считал самостоятельное накопление жизненного опыта.
«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным, но что бы поддерживать любознательность в нем, не торопись удовлетворить ее».
В задачи воспитателя Ж. -Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место он отводит физическому воспитанию, отношение человека с природой, формирование нравственной чистоты, совершенствование всего организма. Руссо ставил перед естественным воспитание задачи гражданского формирования человека. Для этого он разработал программу педагогических мероприятий: общественно полезная деятельность; совместные игры, празднества и др.
«Жизнь – это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».
Жан –Жак Руссо делил жизнь на периоды:
1) От рождения до 2 лет. Задачи этого периода – физическое воспитание, закаливание, укрепление здоровья;
2) От 2 до 12 лет – период, который он назвал «сном разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. В это время следует развивать «внешние чувства», накапливать силы ребенка, которые находят выход в более старшем возрасте, формировать чувство собственности.
3) Период 12-15 лет, когда главная задача воспитания – умственное развитие. НА этом этапе рекомендовалось изучение географии, астрономии, природоведения. Большое внимание должно быть уделено физическому труду, ремеслу и развитию интересов.
4) 15-18 лет период «бурь и страстей». Главная задача нравственное воспитание. Воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли.
Ж. -Ж. Руссо разработал программу формирования личности, которая предусматривает, физическое, нравственное и трудовое воспитание
Ручной труд он провозглашал важнейшим средством воспитания, который обеспечивает независимость человека.
Он выступал за ограниченность женского образования. По его мнению, женщина должна воспитываться для дома, не иметь собственных суждений, собственной религии; женщина должна воспитываться для того, что бы подчиниться чужой воли.
Руссо выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами, учитывать возрастные особенности детей: темперамент, особенности, характер.
Несмотря на противоречия, его педагогические идеи оказали огромное влияние на развитие демократической педагогики. Его идеи уважение к ребенку, воспитание в труде, требование активных методов обучения, учет возрастных особенностей, получили дальнейшее развитие в педагогике.
Ж. -Ж. Руссо изложил педагогические воззрение в книге «Эмиль, или О воспитании»
1) Содержание и методика должны способствовать развитию самодеятельности и активности учения. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который как бы сам открывает научные истины.
2) Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики недопустимы и губительны.
3) Надо учить все не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4) Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью и практикой.
Вывод:
Как заключение хотелось бы выделить основные педагогические идеи Руссо. Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии. Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку. Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель. Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы. Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении. Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей. Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.
Ссылки на источники:
1) (Раянова, Ю. Ю. Мировое педагогическое наследие : учебное пособие / Ю. Ю. Раянова. — Омск : СибГУФК, 2021. — ISBN 978-5-91930-162-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/242015 (С. 31.).
2) (Андриенко, О. А. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность / О. А. Андриенко, М. С. Мантрова. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — ISBN 978-5-9765-4193-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125504.
3) (Милованов, К. Ю. У ИСТОКОВ «ЦАРСТВА РАЗУ МА»: ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ж. -Ж. РУССО / К. Ю. Милованов // Проблемы современного образования. — 2017. — № 3. — С. 23-32. — ISSN 2218-8711. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/306114 4)
4) Особенности педаго-гических взглядов Ж. Ж. Руссо.» (Изучаем педагогику: курс «История образования и педагогической мысли» : учебно-методическое пособие / составители К. В. Романенчук [и др. ] ; под редакцией Н. М. Федоровой. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — ISBN 978-5-8064-3342-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/355391 (. — С. 60.)