Анастасия Мосинцева
Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни
«Человек - высший продукт земной природы.
Человек - сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным».
И. П. Павлов
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. Вопрос здоровья подрастающего поколения выходит на первый план в работе образовательных учреждений. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Болезни школьников это следствие многих причин, в том числе и таких, как загрязнение окружающей среды и повышение нервно-эмоциональной напряжённости у школьников. Но самая серьезная из них - это нерациональный образ жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы : плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ» размещена в разделах
Основной задачей родителей и учителей (тренеров) должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья, ориентировать ребят на здоровый образ жизни.
Недостаточная осведомленность родителей и учителей (тренеров) в ориентировании детей на здоровый образ жизни побудило нас выбрать следующую, актуальную тему исследования: «Организация педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся».
Целью данной проблемы является - выявить основные аспекты формирования здорового образа жизни среди учащихся.
В связи с этим актуальной становится задача готовности педагогов к работе по охране здоровья школьников. Большинство педагогов школы не имеют представления о дисциплинах, изучающих здоровье.
Учителю необходимо четко осознавать, что важнейшую роль в укреплении здоровья школьников играет :
• семья и родители (от микроклимата в семье зависит как физическое так и психическое здоровье учащегося)
• условия в которых проживает данный школьник (не только материальные, а и полная или нет семья, пьющая, трудная и т. д.);
• наличие примера для подражания (хочется походить на известного спортсмена, известную личность или еще какие то варианты, но необходимо, чтобы положительный пример);
• искренняя заинтересованность делами и успехами ученика, отмечать его рост, достижения;
• наличие промежуточных положительных результатов (если результаты только негативные, интерес быстро пропадает).
Процесс организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни будет эффективным при условии, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей.
2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствовать формы работы педагога по формированию здорового образа жизни.
Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей :
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся :
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.