Марина Салахова
Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ.
Тема здоровья актуальна во все времена.
Здоровье - это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается «фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.
Публикация «Здоровьсберегающие технологии образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
К сожалению, здоровье детей дошкольного возраста с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в школу, большинство детей имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изучения современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии»
возможно, исходя из родового понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «Как учить?», то логичным окажется ответ – так, чтобы не наносить вред здоровью дошкольников и педагогов.
Усилия педагогов современного детского сада сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в процессе модернизации российского образования.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Задачи здоровьесберегающей педагогики:
1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развития творческого потенциала.
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Технология (педагогическая) – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть результат собственной профессионально- педагогической деятельности.
Важная характеристика педагогической технологии – ее воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Продолжается процесс модернизации и оптимизации всей системы образования.
Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Появляются новые программы и технологии:
- компьютерные;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие.
Первые две направлены на развивающее обучение. Среди всех известных технологий здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов к решению возникающих проблем.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Их можно объединить в три группы:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических дефектов.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1. Создание образовательной сферы, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным: он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенной период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного распределения сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активности необходимы во избежание переутомления детей.
10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11. Комплексная система закаливания детей.
«Здоровье не все, но все без здоровья ничто» Каждый день должен приносить ребенку радость (радость познания, радость общения).
Классификация здоровьесберегающих технологий:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая и ортопедическая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна.
-технологии обучению здоровому образу жизни: физкультурные занятия, коммуникативные игры, игротерапия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
-коррекционные технологии: арттерапия, музыкальное воздействие, сказкотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика, технология коррекции поведения.
Здоровьесберегающая среда – это комплекс:
- социально-гигиенических;
- психолого-педагогических;
- морально-этических;
- экологических;
- физкультурно-оздоровительных;
- образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.
Ведущими принципами организации здоровьесберегоющей среды являются:
- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом);
- гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально-культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов, родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.