Пелина Валентина
Опыт работы ДОУ по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении.
В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
Публикация «Опыт работы ДОУ по здоровьесбережению» размещена в разделах
Как известно, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, экологической обстановки в стране.
В силу этих причин, проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где одно из направлений работы – укрепление здоровья детей разного возраста.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться следующие структуры, от которых зависит уровень здоровья детей :
- во-первых, семья, в которой происходит формирование и организация здорового образа жизни; царит благоприятный эмоциональный климат, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; созданы благоприятные условия проживания;
- во-вторых, дошкольная образовательная организация, т. е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего времени, где правильно организовано рациональное питание; созданы условия для двигательной активности, физических упражнений на свежем воздухе; осуществляются закаливающие и оздоровительные мероприятия.
Дошкольная организация и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка.
Важным условием эффективной работы по формированию у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни, по сохранению и укреплению их здоровья, является то, что здоровый образ жизни должен стать главной целью и стилем жизни окружающих ребенка людей: а именно родителей и педагогов.
Несмотря на то, что каждый родитель заинтересован в сохранении здоровья своего ребенка, ему не всегда удается правильно решить возникающие проблемы и найти ответы на интересующие вопросы по здоровьесбережению. Именно в этот момент приходит на помощь педагог, с которым осуществляется взаимодействие по данной проблеме.
Инициатором осуществления взаимодействия становятся, в первую очередь, педагоги, поскольку они более профессионально подготовлены к оздоровительной работе с детьми и понимают, что успешность проводимой работы зависит от согласованности действий педагогов дошкольной организации и родителей в оздоровлении детей. Поэтому одна из главных задач ДОО – просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения, оказание квалифицированной консультативной помощи в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Некоторые родители считают, что отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие целиком и полностью лежит на воспитателях, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и если они не будут интересоваться тем, как протекает воспитательно-образовательный процесс, сотрудничать с педагогами, усилия могут оказаться напрасными.
Много лет приоритетным направлением работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» является «Физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста». Новизна данной работы заключается в выработке новых подходов к взаимодействию двух важных институтов (семьи и дошкольной организации) в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.
Цель данной работы : организация совместной деятельности ДОО и семьи по формированию гармонично развитой личности здорового ребенка.
Основными задачами сотрудничества педагогического коллектива с родителями являются:
1. Объединение стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в здоровом образе жизни.
2. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательное и здоровьесберегающее пространство детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах оздоровления детей.
3. Разработка Программы «Здоровье», определяющей основные направления оздоровления детей в ДОО, задачи, а также пути их реализации.
4. Создание, накопление здоровьесберегающих программных средств, их апробация и разработка на этой основе методических рекомендаций.
5. Разработка мини-проектов по формированию здорового образа жизни дошкольников посредством взаимодействия с семьей.
Для успешной реализации данного направления в ДОО имеются следующие условия:
• организована группа для часто болеющих детей (ЧБД) 3-4 лет,
• функционирует медицинский и физиотерапевтический кабинет,
• имеются физкультурный и тренажерный залы,
• в группах организованы физкультурные центры, оснащенные стандартным и нестандартным оборудованием,
• реализуются программы дополнительного образования («Топтыжка», «Мой друг – Тренажерик», Массаж).
Основные задачи данной работы :
• мониторинг состояния здоровья детей,
• разработка системы оздоровления,
• профилактика заболеваний,
• вовлечение семьи в реализацию данной работы.
Для решения данных задач сформулированы основные направления работы с родителями.
Принципы работы с родителями :
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к работе с родителями с учетом индивидуальной специфики каждой семьи;
• доброжелательность и открытость;
• правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
Этапы работы с семьей.
1. Активизация интереса родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни.
2. Разработка новых форм взаимодействия с родителями по формированию у детей норм и правил здорового образа жизни.
3. Совместная деятельность с семьей.
Для изучения семей воспитанников регулярно проводятся анкетирования, беседы с родителями и детьми, наблюдение за ребенком.
Работа с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым из них, так и активное вовлечение родителей к жизни детей в детском саду.
Работа с педагогами ДОО :
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
2. Приобретение педагогами нового опыта работы по использованию здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе ДОО.
3. Создание единого воспитательно-образовательно пространства ДОО и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, по приобщению к здоровому образу жизни.
Формы работы с семьями воспитанников:
• Презентация ДОО;
• Школы для молодых родителей;
• Информационные бюллетени;
• Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
• Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных
• Организация Дней открытых дверей;
• Совместное проведение досуга;
• Целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников;
• Театрализованные представления для детей с участием родителей;
• Организация конкурсов семейных талантов составление семейных альбомов;
• Организация совместных походов в лес;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Родительские собрания;
• Родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОО.
Семья и детский сад должны взаимодополнять друг друга, потому что без участия какой-либо одной из сторон, в воспитании появится пробелы, которые трудно будет восполнить. Поэтому, поиск и применение в совместной работе ДОО и семьи новейших здоровьесберегающих педагогических технологий и подходов, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогических работников и родителей правильные ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление и здоровья детей дошкольного возраста.
Данную работу взаимодействия ДОО и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей необходимо продолжать, так как все еще очень остро стоят вопросы повышения посещаемости, снижения простудных заболеваний детей, выработки системы закаливания с момента поступления ребенка в детский сад и до школьной скамьи. Мы убеждены, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности общих усилий.