Ирина Зельцер
Здоровьесберегающие технологии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в средней группе
Здоровье – это главная ценность в жизни каждого человека.
Здоровье не купишь ни за какие деньги.
«Каждый – кузнец своего здоровья»
Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, прививать гигиенические навыки у дошкольников.
Задачи:
- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в средней группе» размещена в разделах
- Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм;
- Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и состояние полного физического благополучия, отсутствие болезней. Образ жизни ребенка — это только половина его биологического здоровья. А на вторую половину оказывают воздействие некоторые факторы, как генетика, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.
Поэтому так важно в самом начале жизни создать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.
Воспитание культуры здоровья у детей дошкольного возраста обязано начинаться с родительского примера. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие здорового образа жизни для дошкольников немыслимо без физического развития самого ребёнка.
Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития ребёнка. Социальные основы здоровья малыша формируются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Приобщение детей к здоровому образу жизни начинается с недолгих физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, подвижные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные занятия в бассейне.
Оздоровление в детском саду
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств :
Средства двигательной направленности:
· Физические упражнения;
· Физкультминутки;
· Эмоциональные разрядки;
· Гимнастика (оздоровительная после сна);
· Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
· Лечебная физкультура;
· Подвижные и спортивные игры;
· Психогимнастика;
· Массаж.
В группе должна быть картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
· Регулярные прогулки на свежем воздухе;
· Экскурсии;
· Походы;
· Солнечные и воздушные ванны;
· Водные процедуры;
· Фитотерапия;
· Витаминотерапия;
· Закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов.
На свежем воздухе дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Гигиенические средства способствуют укреплению здоровья и иммунитета, стимулируют развитие адаптивных свойство организма:
· Личная гигиена;
· Проветривание;
· Влажная уборка;
· Режим питания;
· Правильное мытье рук;
· Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
· Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это : фикус, герань, хлорофитум.
Памятка родителям для воспитания здорового образа жизни у детей:
• дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
• познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши и т. д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
• учить детей мыть руки перед едой, после посещения улицы, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос, уши.
• учить пользоваться личным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
• учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
• учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
• разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
• объяснять значение тренировки мышц для здоровья человека.
• знать набор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
• знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
• знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
• учить детей отворачиваться при чихании и кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
Родителям нужно помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их ребёнка, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и формулирование жизненных принципов малыша.