Юлия Ермолова
Здоровьесберегающие технологии в организованных формах обучения детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких - либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в организованных формах обучения детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
На современном этапе развития образования возникло особое направление в педагогике - "Педагогика оздоровления".
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие "здоровьесберегающие технологии"объединяют в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Мы только тогда решаем задачу сохранения здоровья ребенка, когда воспитательно-образовательный процесс осуществляем по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Следует отметить, что наряду с позитивными процессами, происходящими в системе дошкольного образования (вариативность образовательных программ, гибкий режим), у воспитанников дошкольных учреждений происходит увеличение умственной нагрузки.
Вот почему так необходимо организовывать занятия с детьми таким образом, чтобы оно приносило максимальную пользу ребенку. С одной стороны, шло усвоение определенных знаний, а с другой - не наносило вреда его здоровью. Также важно построить занятие с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей, а в нашем случае и дефекта речи.
Проводить коррекционные занятия стараемся в режиме увеличения двигательной активности, используя смену физиологической позы. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет избежать статических положений и максимальной нагрузки на органы зрения, слуха, позвоночник.
Занятия строятся с учетом физиологических особенностей ребенка - дошкольника. В основе лежит динамика умственной работоспособности обучаемого. Таким образом, занятие состоит из нескольких фаз: первая фаза - это время, когда активность детей не высока (можно использовать создание ситуаций игры,сюрпризного момента, создания мотивационного посыла к обучению - оргмомент). Вторая фаза - время максимальной работоспособности. В этот момент происходит усвоение основного материала ребенком и проводится основная часть занятия, третья фаза - утомление.
Важно учитывать такую особенность детского организма, как потребность в движении. Удовлетворяя эту потребность, используются приемы, направленные на смену физиологической позы, на увеличение двигательной активности на занятии. Дети самостоятельно готовят простейшее оборудование для выполнения того или иного задания в процессе самого занятия: повернись, положи рисунок под стульчик, возьми картинку со стола и т. д. Момент утомления может отодвинуть смена деятельности. Также эту задачу с успехом решает использование физкультминуток. Физкультминутки, комплексы пальчиковой гимнастики, подвижные игры, проводимые на занятиях в качестве динамических пауз, позволяют подбирать материал в соответствии с темой занятия. Все физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики сопровождаются проговариванием стихотворения или потешки, что очень важно для детей с нарушением речи. Дети в движении лучше запоминают текст, тренируя свою память, к тому же такие динамические паузы более эмоциональны для дошкольника.
Используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, другими детьми, самим собой. Именно совместная деятельность педагога и ребенка, протекающая в форме тактильного контакта дает хороший эмоциональный заряд для организма ребенка, активизирует внутренние резервы его организма. Особенно важно это для детей с нарушением координации, гиперактивных детей или, наоборот, малоактивных (педагог берет руки ребенка и выполняет движения вместе с ним).
Для усиления и активизации внимания детей, а также для активизации работы какого-либо анализатора используется такой прием выключения одного из анализаторов: "закрой глаза и послушай. ", или "попробуй узнать предмет, закрыв глаза". Часто применяются игры типа: "Узнай на ощупь", "Где звенит?", "Что изменилось?".
Таким образом, тщательно продуманное и спланированное занятие с использованием различных здоровьесберегающих технологий приводит к тому, что дети не только успешно усваивают те знания и навыки, которые ему дают, но и помогают сохранить его эмоциональное, психическое и физическое здоровье.