Ольга Гнедая
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гнедая О. Д., преподаватель ГБОУ спо «Белгородский педагогический колледж»
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем [5]. Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии;
психолого-педагогические технологии;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
учебно-воспитательные технологии.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Про-педевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образова-тельном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на по-ставленные вопросы [3].
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и ук-репление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоня-ется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен до-пускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе слу-чаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени" [2, c. 63].
Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Сущест-вует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рас-сматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность ста-новятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не ре-шить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъ-ектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятель-ность рассуждения о ней.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Суще-ствует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект [4].
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает создание условий для повышения качества общего об-разования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укреп-ления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям це-лью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его воз-растных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольно-го образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей [1].
Таблица 1. Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здо-ровьесбере-гающих педа-гогических технологий Время проведения в режиме дня
Ответственный
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Руководитель физи-ческого воспитания
Ритмопласти-ка Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Руководитель физи-ческого воспитания, музыкальный руко-водитель, педагог ДО
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Воспитатели
Подвижные и спортивные игры Ежедневно для всех возрастных групп Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания
Релаксация
В любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп
Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, пси-холог
Технологии эстетической направленно-сти
Реализуются на занятиях художест-венно-эстетического цикла, при по-сещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к празд-никам и др. Для всех возрастных групп Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое сво-бодное время; в зависимости от ин-тенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Все педагоги
Гимнастика после сна
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Воспитатели
Гимнастика корригирую-щая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания
Гимнастика ортопедиче-ская
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания
Физкультур-ное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания
Проблемно-игровые (иг-ротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фик-сировано, в зависимости от задач, по-ставленных педагогом Воспитатели, психо-лог
Коммуника-тивные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со стар-шего возраста
Воспитатели, психо-лог
Занятия из се-рии «Здоро-вье»
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. воз-раста
Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, педа-гог-валеолог
Самомассаж
В зависимости от поставленных педа-гогом целей, сеансами либо в различ-ных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания
Точечный са-момассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со стар-шего возраста Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания
Биологиче-ская обратная связь (БОС)
От 10 до 15 сеансов работы с компь-ютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со стар-шего возраста Педагог-валеолог, специально обучен-ный педагог
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Воспитатели, психо-лог
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо от-дельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Все педагоги
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Воспитатели, психо-лог
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Воспитатели, психо-лог
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Воспитатели, психо-лог
Психогимна-стика 1-2 раза в неделю со старшего возрас-та по 25-30 мин.
Воспитатели, психо-лог
Фонетическая ритмика
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, лого-пед
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных техноло-гий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стой-кую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие [5].
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических тех-нологий повысит результативность воспитательно-образовательного процес-са, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направлен-ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М. : Физкультура и спорт, 1990. - 202 с.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера., 2008. - 160 с.
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в обще-образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт приме-нения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М. : ИВФ РАО, 2002.- 304 с.
5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКи-ПРО, 2003. - 176 с.