Екатерина Петракова
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве детского сада связана с тем, что в настоящее время и врачи, и педагоги, и родители обеспокоены состоянием здоровья детей. В последние годы наблюдается рост количества заболевания среди детей дошкольного возраста.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников» размещена в разделах
При таком положении каждое дошкольное образовательное учреждение вынуждено искать пути снижения заболеваемости детей раннего и дошкольного возраста, ведь забота о детском здоровье – составляет главную часть работы педагогов. Здоровье наших детей – это здоровье всей нации.
Пути решения снижения заболеваемости детей видятся нами на разных уровнях:
- на уровне государственной политики по разработке государственных мер;
- на уровне субъектов каждой федерации по реализации программ оздоровления;
- на региональном уровне, с учетом места проживания детей;
- на уровне муниципалитета;
- на уровне детского сада;
- на уровне каждой отдельной семьи.
В нашем детском саду проблеме сохранения здоровья детей уделяется повышенное внимание. Так реализуется программа по сохранению и укреплению здоровья, а педагогами каждой группы разрабатываются планы по реализации здоровьсберегающих технологий, проводится постоянный мониторинг здоровья детей, оказывается помощь родителям в адаптации детей с частыми простудами, с ограниченными возможностями здоровья, с низким уровнем адаптированности.
Помимо традиционных форм работы с детьми в детском саду (занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные досуги, развлечения, дни здоровья).
В практике работы с детьми дошкольного возраста использую современные здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий ставлю обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитать валеологическую культуру для формирования их осознанного отношения как к собственным здоровью и жизни, так и других людей.
Физкультурно-оздоровительные технологии мной применяются в разных формах организации воспитательного процесса: на занятиях, прогулках, в режимных моментах, в свободной деятельности воспитанников с целью физического развития и укрепления здоровья детей (развитие физических качеств, двигательной активности, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки).
На прогулке провожу подвижные, малоподвижные, музыкальные игры. В процессе занятий использую разнообразные виды деятельности, позволяющие детям перемещаться по группе, динамические паузы с целью предотвратить утомляемость воспитанников, гимнастику для глаз, дыхательную и пальчиковую гимнастику.
Осуществляю профилактику простудных заболеваний (закаливание детей, прогулки на свежем воздухе); провожу гимнастику пробуждения (которая включает в себя упражнения под музыку, босохождение для профилактики плоскостопия в сочетании с воздушными ваннами, зарядку, оздоровительные процедуры (игры с водой, «тропа здоровья», игровые физкультурные занятия, спортивные досуговые мероприятия и упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.
С целью обучения воспитанников простейшим нормам и способам поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, сформировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни использую такие образовательные технологии, как коммуникативные игры, квест-игры, беседы, викторины, досуговые занятия, просмотр видео-фильмов соответствующей тематики.
С целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия воспитанников использую такие технологии, как куклотерапия и сказкотерапия, музыкотерапия и арт-терапия. Когда ребенок приходит в группу после болезни я предлагаю ему послушать сказки, которые создают уверенность в себе и в своем здоровье.
В процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении, обеспечения социально-эмоционального благополучия воспитанников провожу тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, релаксации, используя спокойную музыку («Звуки природы»).
Регулярно в группе размещаю информацию о пользе здорового питания, утренней зарядки, закаливания, гимнастики. Наглядные фотографии демонстрируют упражнения для тренировки различных групп мышц, опорно-двигательного аппарата и укрепления сердечной и дыхательной систем. В ходе мастер-классов мной совместно с инструктором по физической культуре проводятся беседы о путях сохранения здоровья детей. Мы показываем родителям технику выполнения важных упражнений, которые снимают усталость с плеч, которая возникает во время работы за компьютером. Мы учим родителей выполнять гимнастику для глаз и показываем упражнения, которые способствуют профилактике глазных заболеваний, возникающих из-за частой работы со смартфоном. Эти упражнения родители переносят в повседневную жизнь, показывают другим членам семьи.
Многие родители испытывают потребность в развитии гибкости, так как работа у них связана с большой неподвижностью. Все эти знания родители переносят в семью и обучают своих детей.
В ходе квест-игры «Приключения мяча» дети познакомились с историей возникновения мяча, с играми и с технологиями ЗОЖ с использованием мяча., поиграли в подвижные игры с мячом, зачитали стихотворения о спорте и подвижных играх.
Для детей был оформлен лэпбук «Школа здоровья», где увлекательно и просто рассказывали детям о самых сложных тайнах человеческого организма. Лепбук позволил ярко показать преимущества и риски, которые привносят в нашу жизнь те или иные привычки. Наша цель состояла в том, чтобы воспитанники не только поняли, зачем необходимо заботиться о своем здоровье, но и узнали, как это можно делать.
Нами был реализован проект «Игры с Доктором Айболитом». Цель, которую мы поставили, - пропаганда здорового образа жизни. Среди задач определили следующие:
- формирование у детей представлений о здоровье;
- создание совместно с родителями и детьми нового информационно-познавательного пространства здорового образа жизни;
- использование новых форм работы с детьми и их родителями;
- расширение кругозора участников, получение новых знаний о своем здоровье и здоровом образе жизни;
- организация совместной деятельности родителей и детей при проведении оздоровительных и физкультурных мероприятий;
- обогащение знаний дошкольников о составляющих здорового образа жизни, их систематизация и применение на практике;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие творческого и логического мышления, воображения;
- формирование активной жизненной позиции.
Как показала проводимая работа, многие родители пополнили свой багаж знаний в области сохранения и укрепления здоровья.
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Поэтому так важно сохранять преемственность в подходах к ребенку при организации условий его жизни, воспитания и обучения, осуществляемых семьей и ДОУ, привлекая родителей к новым формам работы, вовлекая их в педагогический процесс.
Итак, здоровьесберегающие технологии при правильном их использовании позволяют обогатить детей знаниями о здоровом образе жизни, сформировать у них положительные привычки, они способствуют улучшению, поддержанию здоровья дошкольников.
Список литературы
Антонова А. А., Яманова Г. А., Боговденова В. Ф., Умарова Д. Н. Основные тенденции заболеваемости населения// Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия. – URL : https://research-journal.org/medical/osnovnye-tendencii-zabolevaemosti-sredi-detskogo-naseleniya/ ( дата обращения: 18.03.2022)
Шахматова А. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Шахматова. // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 664-665. — URL : https://moluch.ru/archive/313/71385/ ( дата обращения: 24.03.2022).