Наталья Синтенкова
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире использование образовательных технологий стало важным фактором для всестороннего развития детей. Для достижения новых образовательных результатов при работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии.
Для того чтобы использование здоровьесберегающих технологий было наиболее эффективным средством для укрепления здоровья детей, нужно учитывать:
1. Состояние здоровья ребенка;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников» размещена в разделах
2. Индивидуальные психофизиологические особенности при выборе методов и форм обучения;
3. Различные бытовые факторы, которые могут оказать особое влияние на здоровье воспитанников, такие как шум, температура в помещении, освещенность и т. п.
Итак, здоровьесберегающие технологии- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В своей работе с детьми я применяю такие методы, как динамические паузы, подвижные игры, различную гимнастику, конкретно, пальчиковую, для глаз, дыхательную: физкультурные занятия и самомассаж, что значительно улучшает результативность образовательного процесса. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует повышению уровня концентрации у воспитанников на занятиях, интереса к обучению, а также улучшает психическое и эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но и сохранения здоровья. Давно известно, насколько функции игры многогранны - она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Все это компоненты образовательного процесса. Использование игрового метода в образовательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни. Эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка. Формирование положительных эмоций - это важная сфера в здоровьесбережении воспитанников. К здоровьесберегающим занятиям можно отнести уроки, вызывающие наибольшую активность учащихся всех возрастов, это уроки по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Удивительное рядом», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра».
Здоровьесберегающий урок как основная форма организации занятий
Каждое занятие складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности воспитателя и обучающихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Здоровьесберегающее занятие – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности.
Здоровьесберегающий урок может включать :
1) Стретчинг – комплекс упражнений для медленного, плавного
растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему
увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными
и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют
работоспособность. Стретчинг улучшает настроение, создаёт ощущение
комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную
активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике
хрупкости костей. Занятия стретчингом проходят в виде игры, в которую
входят 9-10 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают
разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых
отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений.
2) Ритмопластика имеет художественную ценность, используется с учётом
величины физической нагрузки и её соразмерности возрастным показателям
ребёнка. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные
качества и умения, чувство ритма, темпа, творческие способности,
нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей
ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка.
Проводят начиная со среднего возраста не раньше чем через 30 минут
после приёма пищи, 2 раза в неделю по 20 минут.
3) Динамические паузы рекомендуются для всех детей в качестве
профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для
глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Проводят во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.
4) Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с
возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используют
лишь элементы спортивных игр. Проводят ежедневно для всех возрастных
групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-
малой со средней степенью подвижности.
5) Релаксация осуществляется с использованием спокойной мелодии или
классической музыки (например, Рахманинова, Чайковского, звуки природы.
Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в
зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность
технологии.
6) Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с
младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Пальчиковая гимнастика - это упражнения для развития мелкой
моторики (координация движений в сочетании с речью).
7) При проведении гимнастики для глаз используется наглядный
материал, мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно
проводит по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек.
Проводят ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
8) Дыхательная гимнастика - эти упражнения повышают устойчивость
организма к болезням и стрессам, облегчают восстановление организма
после простуды, а главное, научат вас правильному здоровому дыханию.
Дело в том, что в обычной жизни человек чаще всего использует
поверхностное дыхание из-за чего организм не получает необходимое
количество кислорода. От этого страдают все системы и органы, и человек
начинает себя хуже чувствовать. Данный комплекс дыхательных упражнений
не только научит вас такому важному для здоровья правильному дыханию, но
и будет способствовать укреплению всей дыхательной системы организма.
9) Бодрящая гимнастика проводится в различных формах: упражнения на
кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег
из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в
зависимости от условий ДОУ. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10
минут.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии обладают следующими педагогическими возможностями:
1) имеют оздоровительную направленность;
2) способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации
обучения (воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т. д. ;
3) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении;
4) прививают знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и
охранять его;
5) обучают
валеологической
компетентности,
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения.