Наталья Арепьева
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это совокупность всех используемых в образовательном процессе принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаком здоровьесбережения, а также способствуют воспитанию у детей культуры здоровья.
ЗОТ могут быть основными (направлены на поддержание в норме физиологических и психических функций организма)
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду» размещена в разделах
и специальные (направлены на профилактику «школьных болезней», требуют от педагога специальных знаний (авторские методики, нетрадиционные методики – цветотерапия, арттерапия и т. п.) Могут присутствовать не на каждом уроке, педагог самостоятельно принимает решение о включении их в образовательный процесс в связи с решением специфических задач.
Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о специальных здоровьесберегающих образовательных технологиях, используемых в моей работе.
Все вы, наверное уже слышали о дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на весь организм человека.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это активный подход к здоровью.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – первый шаг к здоровому образу жизни.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
o Дыхательная гимнастика Стрельниковой – идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.
Я адаптировала её для детей дошкольного возраста, используя стихотворные тексты. Теперь мы используем эту гимнастику на каждом занятии.
При проведении занятий-путешествий мы используем аромотерапию.
Масло лимона-улучшает настроение, повышает внимание.
Масло ромашки, лаванды, мандарина оказывает успокаивающие действие.
Розмариновое - улучшает память, Действует расслабляющее.
Масло чайного дерева-развивает самостоятельность, активизирует запоминание.
Пихтовое - антисептическое средство при вирусных инфекциях.
Кедровое - устраняет нервозность; растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.
Масла базилика, кориандра, майорана-тонизируют, а мяты, валерианы —успокаивают. Масло можно капать на браслетики (используем нетугие резинки для волос)
МОЖНО использовать АРОМОСВЕЧИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ.
Я провожу консультацию для родителей по использованию в домашних условиях фитотерапии. - лечение с помощью лекарственных растений. При заикании применяют сборы с противосудорожным и успокаивающим действием. Здесь можно посоветовать отвар из смеси чертополоха и подмакренника мягкого. Чтобы тонизировать организм, улучшить память, внимание можно применять отвары зверобоя, настойку женьшеня. Сырые овощи также оказывают хорошее воздействие на работоспособность организма, особенно рекомендуют капустный сок. (Все настои и сборы употреблять после консультации с врачом).
Релаксационные мероприятия сочетаются с музыкотерапией. Помимо классической музыки, использую музыку для релаксации и спокойную инструментальную музыку.
В качестве механических приспособлений для артикуляционного самомассажа и средства для снятия артикуляционных судорог у детей с заиканием мы используем пробки из-под шампанского. Мы составили специальные фразы ("волшебные слова", в звуковом составе которых много "трудных"звуков, т. е. звуков, на которые идут артикуляционные судороги.
Большое внимание уделяю самомассажу лица, ушей, рук, ног.
Так для самомассажа мышц ног мы сшили подушечки с разными наполнителями (фасоль, горох, шишки, каштаны, карандаши, гречка, галька, пуговицы). Эти подушечки можно соединять по-разному. Можно проходить по ним и называть слова на определенный звук, придумывать предложения с заданным количеством слов.
С целью развития связной речи на подушечки прикрепляются схемы составления описательного рассказа. Наступая на подушку, ребенок составляет предложение по схеме. Получается рассказ.
Помимо самодельных подушечек для самомассажа мышц ног и рук использую массажные коврики.
Очень много всеможных средств для самомассажа мышц рук: это и грецкие орехи, и шарики и колечки су-джок, и детские грабельки, и деревянные вертикальные бигуди, и прищепки, и многое другое, насколько подсказывает фантазия.
Про пескотерапию я уже рассказывала. Можно использовать сухие бассейны с фасолью.
Для родителей на первом месте стоит здоровье своего ребенка. Поэтому использование здоровьесберегающих образовательных технологий является необходимым условием в планировании образовательной деятельности.