Мельникова Наталья
Здоровье ребёнка в наших руках
Мельникова Наталья Владимировна
Воспитатель
Здоровье ребёнка в наших руках
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведёт к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя».
Публикация «Здоровье ребёнка в наших руках» размещена в разделах
Здоровье рассматривается как полное физическое, психологическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
В настоящее время в работе образовательных учреждений можно встретить большое количество технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Одной из них является здоровьясберегающая технология, направленная на оздоровления ребёнка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия организации педагогического процесса.
Цель здоровьесберегающех технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства.
Изучив заболеваемость нашей младшей группы за прошлый год, мы выявили, что чаще дети болеют простудными заболеваниями у них слабое физическое развитие, быстро утомляются, что часто является следствием неправильного дыхания. Проводимые нами дыхательные упражнения позволяют очистить следующую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Эффективным средством тренировки является дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика – неотъемлемый компонент лечения заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надёжная профилактика ОРВИ. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа лёгких, головного мозга, нервной системы, сердечнососудистой системы ребёнка, повышается иммунитет детей.
Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний, позволяют организму малыша правильно развиваться, при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Используемую «легкий» дидактический материал для дыхательной гимнастики – это ватка, пёрышко, тонкая бумага. Например «Ловим пёрышко». Вдох – подпрыгнуть вверх, потянуться руками за пёрышком. Выдох – присесть, подобрать пёрышко с пола. На улице летом предлагаю дуть на одуванчик, очень полезен свисток. С ним ребёнок точно не заскучает. Привлекает малышей и выдувание воздуха в ёмкость с водой через трубочку для коктейля (упражнение «Снежная буря»). К тому же пузырьки приносят не только радость, но и пользу маленькому ребёнку.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую упражнения для развития воздушной струи, когда дети дуют на ладонь, на палец. Перемещая палец, отодвигая его ото рта, ребёнок меняет направление воздушной струи. Когда ребёнок дует на бумажные фигурки, прикреплённые к нитке, он визуально пытается контролировать силу выдоха и способ подачи воздушной струи (плавно или толком). Полезные для ребёнка упражнения с водой (упражнения «Корабли», «Мыльные пузыри», «Коктейль»). Очень нравятся детям вертушки, свистелки с движущимися частями.
Дыхательная гимнастика является одним из самых доступных видов двигательной активности и выступает как развивающее, корректирующее и профилактическое мероприятие, направленное на оздоровление и укрепление организма ребёнка в целом, что является неотъемлемой частью для укрепления здоровья младшей дошкольной группы.
Реализация системы дыхательных упражнений способствует повышению устойчивости детского организма к острым респираторным инфекциям.
Работая с детьми младшего возраста, использую технологию личностно – ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью. Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных бесконфликтных условий его развития, реализацию его природных потенциалов. Ребёнок – цель образовательной системы, а не средство достижения чего – либо отвлечённого.
При личностно – ориентированном походе мы не только излагаем знания, но и раскрываем, формируем и создаём условия для реализации личностных особенностей ребёнка. Педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разного, но необходимого опыта. Данная технология признаёт самобытность и уникальность каждого ребёнка.
Таким образом, используемые в работе с младшими дошкольниками педагогические технологии способствуют не только снижению заболеваемости, но и улучшению личностного роста воспитанников, раскрытию их внутреннего мира, предоставление им дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении свободно и творчески развитой личности.
Список литературы
1. Амосова Т. Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельковой / Т. Ю. Амосова. – М. : Рипол – Классик, 2008. – 64с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. ,1998.
3. Сальникова Т. П. Педагогические технологии / Т. П. Сальникова. – М., 2005.
4. Митяева А. М. Здоровьезберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А. М. Митяева. – М. : Академия, 2018.