Aнтонина Назарова
План дополнительной образовательной программы по развитию межполушарных связей в процессе изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План дополнительной образовательной программы
Кружковой работы «Зазеркалье»
По образовательной области Художественно-эстетическое развитие», «Познание»
Для детей старшего дошкольного возраста
5-6 лет
План реализации-2022-2023г
Педагог – Назарова Антонина Владимировна,
первая квалификационная категория
г. Онега
Пояснительная записка
Публикация «План дополнительной образовательной программы по развитию межполушарных связей в процессе изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Изостудия, кружок ИЗО
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Актуальность программы :
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цель программы :
Формирование у ребенка зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте - важнейшее условие и залог не только успешного обучения в школе, но и полноценного интеллектуального развития в целом. В основе успешного развития познавательной деятельности лежит сформированность межполушарных связей. Что же такое межполушарные связи? Наш мозг условно можно разделить на две части: правое и левое полушарие. Правое полушарие отвечает за работу левой половины нашего тела, а левое полушарие за правую половину. Когда мы двигаем правой рукой, то активизируем работу левого полушария. Всем известно, что левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – пространственно-образное мышление. Когда мы фантазируем, танцуем, рисуем и молчим - активно работает правое полушарие, а когда мы говорим, считаем, анализируем, то более активно работает левое полушарие. Таким образом происходит распределение активности между двумя полушариями головного мозга. Правое и левое полушарие мозга тесно связаны между собой нервными волокнами и чем их больше, тем эффективнее работает наш мозг.
Упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых, что способствует согласованной и эффективной работе нашего мозга.
Рисование одновременно двумя руками способствует развитию интеллекта и речи. Рисуя двумя руками одновременно, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения», благодаря чему образуется большое количество нервных волокон, что способствует развитию сенсомоторной, пространственной и зрительно-моторной координация, повышается произвольность внимания и развивается усидчивость.
Врожденных связей между зрительным анализом и движении рук не бывает, они формируются постепенно, если ребенок регулярно выполняет упражнения в виде двигательно-графического копирования, его мозг учиться оперативно переводит визуальную информацию в ее двигательно-графический аналог.
Принцип работы заключается в том, чтобы обрисовывать по очертаниям рисунка двумя руками одновременно. Если сразу не получается, то сначала одной рукой, потом второй, а и потом двумя.
Рисование двумя руками одновременно
Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым? Что делать, если он не может запомнить материал, как ни старается?
Принято считать, что умений считать, писать и читать вполне достаточно, чтобы счесть ребенка готовым к обучению в школе. На самом деле в основе успешной познавательной деятельности лежит сформированность межполушарных связей. Левое и правое полушария головного мозга тесно связаны между собой нервными волокнами. Чем их больше, тем лучше развиты высшие психические функции.
Принципы, лежащие в основе программы :
Левое и правое полушария должны развиваться гармонично, но не всегда этого удается достичь. Многие родители начинают форсировать события, обучая ребенка, еще не достигшего 5,5 лет письму, чтению, иностранному языку, музыкальной грамоте. Из-за этого левое полушарие развивается намного интенсивнее правого, которое отвечает за:
интуицию,
пространственную координацию,
воображение,
восприятие невербальной информации,
а также параллельную обработку большого объема разнообразной информации.
Эти компетенции также являются ключевыми для успешного обучения в школе наряду с навыками чтения, письма, счета, владением иностранным языком.
Как сделать работу левого и правого полушарий согласованной и эффективной? Детские нейропсихологи рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения, ведь движения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Наилучшие результаты дает рисование двумя руками одновременно.
В основе этого кинезиологического упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей.
Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.
Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Пример: игра в съедобное – несъедобное, когда играющие должны отбить или поймать мяч, сопровождая движения словами.
Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.
Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии, развития речи.
Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, причем лучше, если это будет не обычный стол, а мольберт в вертикально закрепленной доске. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры.
Сначала «прорисовывайте» сухой кистью в воздухе, чтобы мышцы запомнили движения, а ребенок не боялся сделать ошибку. Рисунки должны быть симметричными и предельно простыми: домик, цветок, бабочка, машинка. Посередине желательно провести линию симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать.
Если объяснить детям, то они сразу поймут, для чего нужна эта линия. Можно согнуть лист вдоль нее и половинки рисунка совпадут. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.
Итак, с чего начать? Например, вы решили изобразить небольшой домик. Сначала выполните простое задание – обвести изображение по контурам.
Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши.
Начинайте одновременно вести кисточки вниз по скатам крыши и стенкам домика, но в противоположные стороны.
Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.
Следующее задание уже немного сложнее: нужно дорисовать весь рисунок до конца. Заранее на листе изобразите половину картинки : для правши – это будет левая часть, а для левши – правая часть.
Возьмите фломастеры или кисточки и поставьте их в верхней части рисунка.
Ведущая кисть дорисовывает недостающую половинку.
Подчиненная обводит рисунок по контуру.
Двуручное рисование без опоры на готовый рисунок лучше начинать с произвольного изображения каракулей, правда, есть одно условие: начинать вы должны с линии симметрии. Старайтесь создавать с обеих сторон симметричный, одинаковый рисунок, следя за синхронностью движений правой и левой руки. После того, как освоите каракули, можно переходить к изображению настоящих предметов.
Нейропсихологи рекомендуют выполнять это упражнения малышам, начиная с 1,5 – 2 лет. Они рисуют не кисточками, а пальчиками и ладошками. Первым делом они учатся ставить отпечатки сначала правой рукой (если она ведущая, потом левой, затем одновременно обеими руками. Когда это упражнение будет освоено, можно переходить к более сложным заданиям: обведению контуров и рисованию.
Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
3. Практический: (рисование двумя руками)
Методическое обеспечение:
1. шаблон с изображением картинки
2. фломастеры
3. цветные карандаши
4. простой карандаш
5. ноутбук
6. фотоаппарат
7. акварельные краски
8. восковые мелки
Организационный раздел
Сроки реализации программы
Программа «Зазеркалье» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2022-2023 год – 41 занятие
Время занятий составляет: 30 мин
3.2. Этапы работы
1 этап – Подготовительный:
Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала
1этап – Основной:
Знакомство детей со свойствами рисования двумя руками; обучение приемам и навыкам мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.
3 этап – Заключительный:
Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.
Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач