Ольга Емельянова
Консультация «Застенчивый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так бывает: одни детки бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным - во многом зависит от вас.
Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение себя в возрасте до пяти лет базой для формирования внутреннего мира взрослого человека.
Публикация «Консультация „Застенчивый ребёнок“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Застенчивость, прежде всего, связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребёнка.
На физиологическом уровне - даже в учащении пульса и дыхания.
[ Формированию этой черты могут способствовать:
1. Ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребёнка от эмоционального состояния окружающих людей, что в свою очередь формирует у него застенчивость и неуверенность;
2. Излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
3. Завышенные требования и ожидания по отношению к ребёнку, которые часто являются причиной его проблем во взрослой жизни.
- Не сравнивай своих детей с другими.
Если у вашей подруги сорванец - холерик, не спешите завидовать: у этого малыша другой ритм развития, а у его мамы другие, не менее серьёзные проблемы с ним. Главная ваша задача - верить в ребёнка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
- Наберитесь терпения. Дайте им время привыкнуть к новому.
Торопить несмелого ребёнка, значит, вводить его в состояние психологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети ещё больше замыкаются, уходят в себя.
-Увещевания и нотации не помогают.
Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребёнок лет до семи живёт в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребёнку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
-Ни в коем случае не давите.
Застенчивому ребёнку нужно дать время познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира.
Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Повышенная требовательность родителей - опасна.
-Застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом.
Им особенно важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. Именно с помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее.
-Ничто так не объединяет людей, как общее дело, общие чувства.
Для застенчивого малыша новый коллектив - большая проблема. Родителям можно приглашать друзей ребёнка к себе в дом на праздники, устраивать конкурсы, игры, сладкий стол.
Позитивный опыт - лекарство от застенчивости. Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он всё равно с ним столкнётся? Да это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощённым комплексами человеком.
Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребёнку определённую свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
Игры на снижение детской застенчивости
1."УГАДАЙ ЭМОЦИЮ" (для детей 4-10 лет)
Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит, вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане") с соответствующим сюжетом.
2."ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ" (для детей 5-10 лет)
Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.
Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи, то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.
3."ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ" (для детей 4-10 лет)
Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т. е., он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, "неподвижными" лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.
4."ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ"(для детей 5-10 лет)
Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.
5."ЧЕРЕЗ СТЕКЛО" (игра, предложенная Н. Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)
Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "принеси стакан воды, я хочу пить" и т. п.
Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов.
Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.
6."РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА" (для детей 7-10 лет)
Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:
малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, старик, лев, артист на сцене.