Людмила Мовчан
Консультация для родителей «Застенчивые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждой группе детского сада, есть так называемые «удобные дети». Молчаливые, незаметные, не доставляющие много хлопот. Внешне спокойное поведение, послушное выполнение просьб воспитателя, молчаливость и пассивность часто оцениваются взрослыми (не только воспитателями, но и родителями) положительно, как проявление некоторых черт характера. И редко у кого из взрослых (особенно если дети младшего дошкольного возраста) возникает желание разобраться в причинах такого поведения.
Темочки:
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Жалобы на застенчивость, стеснительность возникают чаще всего у родителей детей 5-7 возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в данном возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослых, и ребенок готовится стать школьником.
Низкий уровень развития общения, замкнутость, неумение вступать в контакты с другими людьми – детьми и взрослыми, мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом детского коллектива.
Застенчивость является одной из самых сложных проблем межличностных отношений, и уходит корнями в детство.
Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд трудностей, возникающих, при общении с людьми, обусловленных застенчивостью. Затруднение при знакомстве, трудности при выражении своего мнения, излишняя сдержанность и др.
В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенности Эдипова комплекса, бихевиоризм – приобретённую реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Во всех исследованиях по данному вопросу отмечается связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.
В результате исследований особенностей общения застенчивых детей со взрослыми были выделены четыре причины застенчивого поведения. (Поставленная задача решалась в контексте разработанных М. И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми).
Первая – и наиболее распространенная причина застенчивого поведения у детей дошкольного возраста – отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности, как в целом так и в отдельных поступках. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки.
Вторя причина – собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям, независимо от оценки взрослых. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. Если ребенок затрудняется он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда преодолевая внутренне напряжение, ежится, смущенно смотрит в глаза, тихо что-то говорит.
Третья причина – общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременно желании и боязни привлечь к себе внимание, выделится в группе. Часто эта особенность проявляется в ситуации встречи со взрослыми или в начале какой-либо совместной деятельности. Как показали исследования самооценка у застенчивых детей высокая на протяжении всего дошкольного детства.
Четвертая причина – потребность оградить внутренне пространство своей личности от постороннего вмешательства.
Как показывают исследования в области детской застенчивости – основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других.
Один из главных вопросов, который возникает у воспитателей, родителей, психологов: каких детей следует отнести к застенчивым, а каких – к незастенчивым. Психологами были выделены следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.
В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, чаще всего проявляющегося при встрече с незнакомыми людьми. С одной стороны, застенчивый ребенок хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, по мере приближения останавливается, возвращается назад и обходит нового человека стороной. Такое поведение называется амбивалентным.
Избирательность контактов с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми людьми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече с незнакомыми людьми и в ходе общения ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: ребенок хочет общаться, получает от этого удовольствие, но в то же время он испытывает чувство страха и тревожности перед другими.
Страх любых бубличных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога.
Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят одежду, трогают волосы или лицо. В большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят глаза, отворачиваются, краснеют. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины. Основное их стремление - не привлечь в себе внимания.
Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут. Даже их редкие шалости отличаются робостью. Они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.
Работа в детском саду по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно в следующих направлениях:
Во-первых, необходимо формировать у детей необходимые навыки межличностного общения.
Во-вторых, следует укреплять у ребенка уверенность в себе и в собственных силах.
Какими бы небыли причины застенчивости у детей самое главное, для нас, взрослых (родителей, воспитателей, психологов) не упустить время и помочь ребенку.