Мелехова Анна
Консультация для родителей «Защита детей от социально-психологических угроз сети Интернет»
▼ Скачать + Заказать документы
Защита детей от социально-психологических угроз сети Интернет
В настоящее время нарастают глобальные процессы активизации формирования и полномасштабного пользования информационными ресурсами, при этом особого внимания требует психологическая защищённость и информационная безопасность детей, что является основополагающим. Знакомство подрастающего поколения с закономерностями пользования различными информационными ресурсами, овладение знаниями о элементарных правилах отбора и использовании информации, умение фильтровать эту информацию, критически оценивать её с точки зрения содержания, формы и влияния, способствует формированию системы психологической защиты детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному личностному развитию. В этом контексте, чрезвычайно важным является аспект самостоятельной оценки детьми поступающей информации. Ребёнка важно вооружить неким инструментом критического оценивания любой информации, поступающей извне.
Публикация «Консультация для родителей „Защита детей от социально-психологических угроз сети Интернет“» размещена в разделах
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- День защиты детей. 1 июня
- Консультации для родителей
- Мой друг - компьютер
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социальные сети в работе с родителями
- Темочки
Обеспечение детской информационной безопасности на государственном уровне, защита их физического здоровья, нравственного и умственного развития, человеческого достоинства несовершеннолетних во всех аудиовизуальных информационных продуктах и электронных СМИ и СМК является требованием международного права. Требования международных стандартов в вопросах информационной безопасности детей нашли своё отражение в законодательстве РФ, где определяются правила и требования к медиа безопасности детей при обороте на территории РФ любой информационной продукции.
Современные дети довольно рано приобщаются к телевизору, телефону и другим современным информационным ресурсам. Дети – будущие активные пользователи различных сетей, а самое главное – это наше будущее. Необходимо с ранних лет предоставить им всестороннюю защиту. Родители же, зачастую, глядя на ловкость своих детей в нажатии и переключании кнопок гаджетов, радуются, не осознавая до конца – а какую информацию черпает и извлекает их ребёнок, какие эмоции он испытывает?
Но для начала давайте сформируем список угроз, с которыми могут столкнуться дети при пользовании интернетом. Согласно исследованиям многих компаний, больше всего дети посещают социальные сети и онлайн игры. Исходя из этого, складывается список опасностей, подстерегающие ребёнка в интернете :
-контакт с нежелательными людьми
-просмотр материалов, непредназначенных для детей
При выделении критериев оценки состояния информационной среды и психологической безопасности детей учитываются такие аспекты, как:
-потенциальная ресурсность информации;
- соответствие содержания и формы информационного контента возрастным и психологическим особенностям потребителей информации;
- содержание материалов, способствующих личностному и умственному развитию ребенка;
-условия здоровьесбережения для благополучного развития
Опираясь на российское законодательство, информационная безопасность детей означает состояние защищённости, при котором отсутствуют риски, связанные с причинением любой информацией, в том числе распространённой в сети интернет, вреда их здоровью на физическом, психическом духовном и нравственном уровнях развития. Таким образом, процесс выстраивания информационной защиты детей должен включать в себя защиту со стороны государственных структур на уровне законодательства, со стороны родителей, посредством реализации различных систем родительского контроля информации и, конечно же, со стороны самих детей, через развитие взрослыми системы критического отношения к потребляемой информации на уровне ценностей, нужности, опасности/безопасности любой информации, поступающей к ребёнку.
Использование интернета дома и в образовательных организациях в настоящее время является неотъемлемой частью жизнедеятельности личности. Сейчас сложно переоценивать значимость образовательных ресурсов мировой сети. Информационная среда, безусловно, способствует повышению эффективности образования, а также получению актуальных новостей по интересующей проблематике не только родителям и педагогам, но и детям. Однако, масштабные темпы развития глобальной сети несут в себе и существенные сложности и недостатки. Информационная среза характеризуется слабо структурированной и не всегда надёжной и достоверной информацией, которую необходимо регулярно администрировать, экспериментировать на предмет точности, актуальности и, конечно же, психологической безопасности. Надо констатировать факт, что объём подобной непроверенной, небезопасной, иногда травмирующей, спорной, недостоверной информации в глобальной сети с каждым днём становится всё больше.
Информационный поток сейчас оказывается переполненным противоправным и незаконным контентом. Многочисленные видеоролики, статьи, форумы, сомнительного содержания открытые и закрытые группы и интернет-сообщества могут создать внешние риски психологической безопасности личности на разных этапах её развития. Это может стать источником дезориентации ребёнка, психологических травм, нарушений в системе социальных отношений, искажении реальности и образа будущего и серьёзных личностных деформаций. Все эти факторы оказывают непосредственное воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.
Незащищённое информационное пространство может привести к психологическому подавлению, манипулированию сознанием, навязыванием иррациональных мыслей и моделей поведения, игнорированию реальных потребностей личности, доминированию других субъектов в принятии жизненно важных решений ребёнком, неадекватному соперничеству в интернет-пространстве и реальной жизни, а также другим губительным последствиям наиболее уязвимой части социума- детей и молодёжи.
Опираясь на понимание психологической защищённости как относительно устойчивого положительного эмоционального переживания и осознания индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию, можно говорить о критериях безопасности детей в информационном пространстве, методах и средствах системы защит от рисков и угроз.
Обобщённо самым серьёзным риском информационной безопасности становится угроза психологической травматизации ребёнка, в результате которой наносится серьёзный ущерб психическому здоровью личности, возможности её позитивного, благополучного развития и удовлетворения её основных потребностей в жизни.
Сейчас информационная среда становится основной формой и средствами социализации детей. На фоне снижения значимости семьи и образовательных организаций как агентов социализации, происходит усиление значимости виртуального социального окружения, виртуального социального статуса. При этом дети ориентируются в информационном пространстве, пользуются информационными продуктами с образовательной точки зрения. Современные дети охотнее доверяют информации из сети, нежели сообщениям из надёжных, но не цифровых источников. Чтобы получить ту или иную информацию, современному ребёнку легче зайти в интернет, а не спросить у родителей, педагогов или друзей. При этом, для многих детей характерны инфантильные проявления, что позволяет негативным субъектам пользоваться их «детскостью» в принятии решений. Настаивают на собственном праве принятий решений. Неограниченный доступ к информационной среде придаёт детям большую уверенность в своих силах, мировоззрении, которое далеко не всегда является устоявшимся и правильным.
Наше современнее поколение отличается способностью мыслить совершенно иными категориями. Им интереснее и привычнее чтение мини-новостей, форматов блога, статусов в социальных сетях. Образ их мыслей характеризуется зачастую фрагментарностью, а в некоторых случаях поверхностью.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в контексте безопасности информационной среды, представляется актуальным изучение проблем обеспечения психологической информационной безопасности и механизмов психологической защиты детей в информационной среде.
Понимание критериев психологической безопасности информационной среды в настоящее время неодназначно. Дети каждую минуту пребывания в сети могут подвергнуться в разной степени рискам и угрозам. Попадая в ситуацию риска, ребёнок не всегда способен оказать сопротивление. Не всегда рядом есть опытный взрослый для оказания помощи ребёнку в сложившейся ситуации. Ведь дети воспитываются в разных семейных системах, которые не справляются с потоком отрицательного информационного контента. Все это приводит к тому, что ребёнок зачастую остаётся один на один с угрозами, социальными рисками и собственными переживаниями.
Личная безопасность может трактоваться как устойчивость личности к неблагоприятным влияниям информационной среды, способность к противостоянию вредоносным и нежелательным факторам. Об основах построения системы психологических защит личности от риска и угроз информационной среды можно говорить только с учётом показателей психологической безопасности личности.
Показатель устойчивости личности, отражающий умение личности контролировать себя, управлять своим поведением и эмоциями. Развитие этого показателя у детей в условиях всеобъемлющей охваченности информацией даст возможность противостоять на личностном уровне негативному воздействию любого информационного контента. Ребёнка с высоким показателем устойчивости личности сложно будет заинтересовать противоправной информацией, заманить в ситуацию негативного или преступного толка.
Показатель сопротивляемости (жизнестойкости) внешним и внутренним воздействиям, проявляющийся в удовлетворённости собой, своей жизнью, жизнерадостности, склонности к эмпатиям, внутреннем контроле, вовлеченности в деятельность. Безусловно, эти качества являются проявлением личностной зрелости ребёнка.
Показатель переживания защищённости/ незащищённости личности как проявления самоотношения личности. Здесь важно говорить об оказание своевременной психологической помощи и поддержки со стороны значимых других, специалистов в ситуации востребованности такой помощи в ответ на переживания незащищённости личности подростка.
Все эти факторы являются базовыми источниками для конкретных информационных рисков, доступных детской аудитории. В настоящее время растёт потребность в постоянном использовании информационного пространства. Ведь наряду с полезной и необходимой информацией пользователям приходится сталкиваться и с контентом, содержащим агрессивный материал. Необходимо понимать по каким каналам может поступать угрожающая информация, чтобы научить детей правильно относиться к информационной продукции и самостоятельно её фильтровать. Неконтролируемое распространение нежелательного контента противоречит целям развития, образования и воспитания детей, необходимо создать систему психологической защиты детей.
Интернет, безусловно, незаменимый инструмент как для обучения, так и отдыха, хобби, увлечений. Но, при всём этом, сеть тоже может быть опасна. Поэтому, перед тем как разрешить детям пользоваться интернетом самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться ребенок.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение интернета для детей безопасным.
-Посещайте вместе с детьми интересующие их интернет ресурсы
-Если дети увлекаются играми в интернете, требующие регистрации, проверьте и поясните ребёнку, что никакой личной информации там содержаться не должно.
-Убедите ребёнка никогда не выдавать своего адреса, номера телефона или другой личной информации
-Объясните детям, что не все, что они читают или узнают из интернета, — правдиво. Приучите их спрашивать вас, если они в чём-то сомневаются.
Контролируйте активность детей в сети с помощью современных программ. Они помогут отделить вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Главное, вы сами должны быть образцом и примером для ребенка. Вы не достигнете никакого результата, если ваши дети будет видеть родителя, проводящего много времени за компьютером или телефоном.
В заключение, стоит отметить, что в наше время необходимо изменять условия жизни ребёнка в наилучшую сторону, направлять его энергию в реальный мир, чтобы она не была поглощена интернетом. Прежде всего, сами родители должны быть заинтересованы жизнью ребёнка, замечать его склонности, содействовать в решении его проблем, давать вовремя нужные советы. Чтобы у него не возникло ощущения, будто его никто не понимает, и что друзей можно найти только в виртуальном мире. Интернет пространство – это «всемирная паутина», где необходимо обеспечить всестороннюю безопасность детей.