Анастасия Полянских
Зарождение музыкального воспитания в Древней Руси. Приобщение дошкольников к русской народной музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Зарождение музыкального воспитания восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития.
Соответственно этому, в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям.
Публикация «Зарождение музыкального воспитания в Древней Руси, Приобщение дошкольников к русской народной музыке» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Интерес к зарождению и развитию музыкального воспитания в педагогике вызван объективными причинами, так как сформировались научные школы, изучающие возникновение и развитие музыкального воспитания, которые, в отличие от музыковедческих школ, развивающихся на базе консерваторий, функционируют внутри педагогических вузов и, следовательно, имеют педагогическую базу.
Можно сказать что, на исходе ХХ в. возрос интерес к историко-педагогическим исследованиям в целом, и осмысливая пройденный путь, человечество осознает, что история образования и педагогики дает возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем.
В опыте предыдущих поколений, как положительном, так и отрицательном, мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность.
Для подробного и полного рассмотрения эволюции и развития музыкального воспитания в педагогике нами история музыкального воспитания была рассмотрена в соответствии с периодизацией, предложенной Е. В. Николаевой, а именно:
1. Древний период (с древнейших времен до конца Х в.);
2. Российское средневековье (ХI - начало ХVII вв.);
3. Вторая треть ХVII - первая треть ХIХ вв. ;
4. Вторая треть - конец ХIХ в. ;
5. ХХ век.
Е. Е. Полоцкая подразделяет древнерусское музыкальное искусство и педагогику Древней Руси на три этапа :
1. XI-XIV века - период первоначального параллельного существования двух ярусов христианской культуры: верхнего, ориентированного на византийские художественные традиции, интонационно чуждого славянской культуре, но необходимого для внедрения новой религии, и нижнего, собственно русского, исходящего из языческой музыкальной культуры и выполняющего функцию христианского просвещения народа интонационно близкими и понятными средствами. При слиянии этих двух источников образовался знаменный распев. В истории педагогики данный период характеризуется самоопределением православной педагогики как таковой, активным освоением византийской культуры и господством устной традиции в педагогике.
2. XV - первая половина XVII в. - период интенсивного развития знаменного распева, его расцвет, появление новых певческих стилей, возникновение безлинейного многоголосия (строчного пения). В области музыкального воспитания - формирование профессионального музыкального воспитания как системы, организация певческих школ, развитие певческой методологии, появление музыкально-теоретических учебных пособий и руководств.
3. Последний этап - вторая половина XVII в. Е. Е. Полоцкая отмечает также условность понятия «музыкальное воспитание» применительно к этому периоду, так как в условиях древнерусского государства не существовало музыкального воспитания в современном смысле. Православная педагогика, частью которого являлась педагогика музыкального воспитания Древней Руси, имела конечной целью религиозное познание. Само же понятие «мусикия» в церкви наделялось негативным смыслом как принадлежащее народной, а конкретно - скоморошеской культуре, стоявшей на эстетическом полюсе, противоположном христианскому вероучению.
Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия. До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод "А мы просо сеяли", где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.
Народная педагогика древней Руси вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен - к дождю"; "Во время дождя - подальше от дуба"; "Кукушка закуковала - пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается".
Вера в могущество природы и одухотворение мира отражались и на музыкальном творчестве. Это выражалось в поклонении природе - лесам, полям, рекам, камням и было связано с глубоким пониманием того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Особое значение приобретали обряды как жизненное, глубокое осмысление мира и себя в мире. Например, дерево олицетворяло девушку: гибкий ствол - стан, ветви - руки. Венки, украшавшие девушку, символизировали лучи солнца, солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали вокруг нее. Практически все обряды отражали образы, символы поклонения природе и сопровождались музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые включали заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, театральные действия.
Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения - народные сказки, колыбельные песни, потешки, былины, народные песни, пословицы и поговорки. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.
Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами - поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки - вызвать у ребенка бодрые и радостные эмоции; потешки - песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки - стихи с занятным содержанием.
Также нужно выделить «народную песню» как один из видов музыкального воспитания в отечественной педагогике. Термин «народная песня» очень широк, он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные, семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные. Рекрутские, бурлацкие и другие песни. Содержание и характер русских народных песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые - воспевалась вся природа.
С педагогической точки зрения русская народная песня передает все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.
Очень важно приобщать детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, мы воспитываем у них чувство красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Суть знакомства и приобщения к народному творчеству состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.