Тимонова Елена Сергеевна
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Наш лидер»
▼ Скачать + Заказать документы
4. «Наш лидер».
Эта игра может быть использована как средство демократического выбора представителя в Совет творческого объединения, на представительное мероприятие, и т. д. Подобная игра может быть использована многократно в зависимости от целей представительства. Это позволяет «открыть» в группе много позитивных лидеров, которые смогут реализовывать свои способности в сфере своей компетенции. Подобная игра обогащает образ «Я» подростков, наполняя его обратной связью товарищей, которые, благодаря организованному рефлексивному пространству, не только констатируют наличие известных личности качеств, но и «открывают» в ней новые.
Публикация «Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств „Наш лидер“» размещена в разделах
Цель: выбор лидера, соответствующего целям представительства:
Задачи:
-расширить у участников представлений о себе;
-научить презентации собственных лидерских качеств;
-развивать позитивную установку на партнера;
Количество участников: 6 – 24 человека.
Возраст участников: 12-14 лет.
Ход занятия.
Разминка.
Цель:
- снятие эмоциональной напряженности;
-развитие способности в позитивной заинтересованности в партнере;
-расширение представлений о себе, о товарищах;
Основной этап: выбор представителя от группы.
Цель:
- разработка комплекса личностных качеств, соответствующих лидеру-представителю;
- развитие навыков группового обсуждения и активного слушанья;
Средства: - групповая проблемная работа;
ранжирование результатов групповой работы;
Ожидаемый результат: - выработка комплекса личностных качеств лидера- представителя от группы, позитивное отношение каждого к полученному перечню качеств;
Рефлексивный этап.
Цель:
- расширение образа «Я» участников;
- развитие рефлексивного сознания;
- соотнесение своего представления о себе с идеальным образом лидера-представителя;
-развитие образа «Мы».
Средства: - самооценка и взаимооценка;
личностно-перспективная рефлексия.
Ожидаемый результат: - единодушное согласие группы в выборе позитивного лидера по выработанным ранее личностным качествам;
готовность доверять решениям лидера и делегировать ему ответственность в рамках поставленной цели;
расширение понимания себя и других
развитие готовности к сотрудничеству.
Разминка. Упражнение «Чем мы похожи».
Процедура проведения: подростки сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Алёна, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители г. Мариинска, или мы одного роста и т. п.)». Алёна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом, предлагая свой вариант сходства с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все участники, группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты».
Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Кирилл, ты очень справедливый человек» или «Татьяна, у тебя очаровательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Основной этап: выбор представителя от группы.
Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В каждую микрогруппу раздаются листы и ручки.
Педагог предлагает каждой микрогруппе (путем обсуждения) записать 3 черты характера и 3 умения, которыми должен обладать человек, в наибольшей степени достойный быть представителем группы. Целесообразно заранее разделить листы, раздаваемые в микрогруппы, на две части: «Черты характера» и «Умения». На работу в микрогруппах отводится 10-12 минут.
Далее педагог предлагает представителю от каждой микрогруппы назвать выработанные в результате обсуждения черты характера и умения будущего лидера. Ведущий записывает их на доске, разделив отдельно в два столбца. В результате на доске, в среднем, фиксируется 10 черт характера и 10 умений, свойственных, по мнению группы, будущему лидеру.
Затем предлагает каждому участнику игры выбрать из полученного списка 3 черты характера и 3 умения, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют их представлению об идеальном представителе.
После этого педагог ранжирует выработанный группой список, используя следующий приё м: просит поднять руки тем подросткам, которые выбрали первую по списку черту характера - и ставит на доске рядом с ней соответствующее количество голосов, затем - кто выбрал вторую черту - и рядом соответствующее количество голосов и т. д. В результате на доске рядом с каждой чертой характера и с каждым умением будет стоять число, характеризующее количество выборов.
Педагог при поддержке группы выбирает из списка 3 черты характера и 3 умения, набравших наибольшее количество голосов, а остальные - просто стирает с доски.
В заключение основного этапа, используя окончательно выделенные характеристики будущего представителя, синтезирует их в эмоционально окрашенный психологический портрет, обращая внимание при этом на то, что данный психологический портрет является идеалом именно для этой группы и для заданных целей.
Рефлексивный этап.
Группа разбита на микрогруппы. Предлагается всем участникам игры записать в своих тетрадях следующую таблицу:
Черты характера
и умения избираемого лидера Самооценка
0-7 баллов Оценка других
0-7 баллов Итог
Черты характера
1.
2.
3.
Умения
1.
2.
3.
Итого
В крайний левый столбец таблицы участники игры переписывают с доски составленный группой список 3 черт характера и 3 умений лидера-представителя.
Затем каждый подросток оценивает выраженность этих качеств у себя по 7-бальной шкале и записывает результаты во 2 столбец (самооценка). После этого в микрогруппе обсуждается и записывается в 3 столбец выраженность каждого качества у представителя микрогруппы с точки зрения товарищей (по 7-бальной шкале)- Оценка других.
Таким образом, заполняются второй и третий столбцы таблицы. Затем каждый участник суммирует общее число баллов по каждому качеству и умению и делит на 2, получая итоговое значение (4 столбец). По существу, итоговое значение по каждому качеству является средним арифметическим самооценки подростка, выраженной в баллах и оценки этого качества со стороны товарищей. Таким образом, заполняется четвертый итоговый столбец.
После того, как получены итоговые оценки по каждому качеству, участники суммируют их по вертикали. Обобщенный результат записывается в строке «Итого». Максимальное итоговое значение, демонстрирующее выраженность выбранных качеств, должно составлять 6*7 = 42 балла. Предлагается выйти к доске пятерым участникам, набравшим наибольшее число итоговых баллов. Педагог отмечает, что вышедшие участники объективно в максимальной степени соответствуют роли лидера - представителя (по баллам, однако, чтобы выбрать из них лучшего, им необходимо произвести положительное впечатление на окружающих, реально проявить выделенные группой качества. Для этого каждый претендент должен в течение одной минуты произнести речь, в которой он убеждает окружающих в том, почему следует выбрать именно его. После того, как речи всех кандидатов прослушаны, группа голосует за одного из них. Таким образом, группа выбирает своего лидера-представителя.
Список литературы
1. Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. - М. : Владос-пресс, 2000.
2. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. – М., 2009.
6. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.