Галина Кокташева
Занятие психолога «Не хочу быть капризулей»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия психолога «Не хочу быть капризулей»
Задачи. Формировать адекватную самооценку ребёнка. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Обучать сотрудничеству при принятии группового решения. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми.
Материал и оборудование. Сундук. Куклы Баба-яга, Старушка-поскакушка, игрушечные лев и муравьи. Заводная птица. Куклы Кувадки. Лист голубого картона формата А4 с наклеенными на него силуэтными изображениями дерева, подсолнуха, солнца, облаков. Изображения трёх стражников, составленные из овощей и фруктов. Десять карточек 5x5 см с изображением белок и ежей (из счётного материала). Шесть карточек бхб см с символами заданий, прикреплённых к длинной верёвке. Шарф голубого цвета - «река». Кисточки, клей. Шишки, семечки, горох, чечевица, фасоль, колоски, половинки скорлупы грецкого ореха, веточки, бечёвка, яичная скорлупа. Медали с надписями.
Публикация «Занятие психолога „Не хочу быть капризулей“» размещена в разделах
Аудиозаписи: «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», спокойная музыка.
Ход занятия
Дети сидят на ковре полукругом. Звучит аудиозапись спокойной «сказочной» музыки.
Воспитатель. В старом заброшенном доме на чердаке стоял большой сундук. Хозяин давно уехал, и целыми днями дом и сундук беседовали друг с другом.
Сундук жил своими воспоминаниями о прошлой, интересной жизни, а иногда слушал истории обитавших в нём кукол.
Приглашает детей подойти к сундуку. Дети откидывают крышку и видят там изготовленных ими кукол Кувадок.
Дети (удивлённо). Это же наши куклы. Как они туда попали?
Берут их в руки. Воспитатель достаёт из сундука куклу Бабы-яги, говорит за неё.
Баба-яга. Хе-хе-хе. Как посмели вы забрать моих любимых Кувадок?
Дети: Это не твои, а наши куклы. Мы их сделали сами.
Баба-яга. Верните кукол на место!
Дети: Нет, не отдадим.
Баба-яга. Не отдадите! Тогда по моему хотению я превращаю вас из мальчиков и девочек в этих кукол.
Обращается к каждому ребёнку, «превращает» его в куклу, дотрагиваясь до руки.
Ты теперь не девочка Диана, а кукла Пао-ла. Она хорошая и ласковая, но не-множко хитрая. А иногда даже вредничает, как Диана.
Антона я превращаю в Кувадку Ванюшку. Вообще-то она добрая, как Антон, но бывает и злой, а иногда плачет. Ещё смотрит дурацкую рекламу.
Дети: А я не хочу быть Кувадкой. Я хочу быть мальчиком, потому что я (загибает пальцы) пытаюсь не есть пасту, не полоскать рот холодной водой, не грызть ногти. Только вот дерусь немножко с братом и иногда кричу на него.
Баба-яга. Всё равно и тебя я превращаю в куклу Григория XXXVII.
Дети говорят, что им тоже не нравится быть куклами.
Баба-яга. Ну ладно. Пожалею вас. Отгадаете мою загадку - превращу вас в мальчиков и девочек.
Нас не было - оно было,
Нас не будет - оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.
Дети не могут отгадать.
Баба-яга. Найти отгадку поможет вам волшебный клубок. Он у стражников, живущих в волшебном лесу.
Захлопывает крышку сундука.
Педагог-психолог. Дорога ведёт нас за собой.
Звучит аудиозапись «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира». Дети выпол-няют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом-психологом.
На дороге этой есть и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. И в волшебном лесу всё постоянно меняется. Сейчас мы идём по зелёной мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги! А теперь под ногами песок. Он становится всё горячее и горячее. Он обжигает ноги. Но неожиданно выпал снег, и мы идём по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. Опять всё изменилось! Теперь мы идём по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листья. Впереди болото. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, с силой вытягиваем из тины.
Но вот мы вышли из болота и побежали по лесной дороге.
Воспитатель (показывает изображения стражников). А вот и стражники не-обычные. Запомните, из каких овощей и фруктов сделаны их лица, глаза, уши, волосы, рты.
Демонстрирует каждую картинку в течение 30 сек.
Вы понравились стражникам, и они решили отдать вам клубок.
Даёт детям клубок длинной верёвки с прикреплёнными к ней карточками с символами заданий. На первой карточке изображён один из стражников.
Посмотрите на клубок. С кем была наша первая встреча в волшебном лесу? (Со стражниками.) Правильно. Разматываем клубок. Что изображено на этой карточке? (Болото.) Значит, куда мы теперь пойдем?
Дети подходят к столу, на котором представлена имитация болота, в котором увязла Старушка-поскакушка; рядом стоит домик, вокруг разбросаны шишки.
Дети: Это болото, здесь я вижу лягушек.
Раздается голос (воспитатель): «Спасите, помогите!
Педагог-психолог. Ребята, решайте, будем спасать Старушку-по-скакушку или пойдём дальше? Время не ждёт.
Дети: Спасём обязательно! Педагог-психолог. А как мы это сделаем? Как можно спасти старушку, которая увязла в болоте?
Дети:Я знаю. Шишки не тонут в воде. Набросаем их побольше, и Старушка-поска-кушка по ним переберётся к своему домику. Коля и Филипп кладут шишки и вытаскивают старушку из болота.
Старушка-поскакушка (воспитатель). Ой, спасибо вам, мои куколки, мои Кувадушки! Я знала, что в беде вы меня не оставите. Только такие любящие друг друга братья, как Филипп и Коля, могут быстро прийти на помощь. За это я вас награжу медалями. На них написано: «Самый любящий брат».
Филипп и Коля благодарят её и разматывают клубок до следующей карточ-ки.
Дети:Здесь цифры нарисованы.
Дети подходят к столу, на котором представлена имитация лесной поляны. На поляне сидит заводная птица. Рядом выложена стопка карточек из счётного материала. Воспитатель заводит птицу, та поёт. Птица (педагог-психолог). Мы, лесные соловушки, не можем сосчитать наших друзей - ежей и белочек. Помогите нам. Но считать нужно по порядку, так, как сложены кар-точки. Кто нам поможет? Может быть, ты, Данила?
Дети: Я, наверное, не смогу правильно сосчитать.
Птица. А ты попробуй.
Данила считает: «Один ёж, два ежа, одна белка, три ежа, две белки, три белки, четыре белки, четыре ежа, пять ежей, пять белок».
Птица. Ты уверен, что правильно сосчитал?
Данила молчит. Алиса пересчитывает карточки, Данила радуется, что он не ошибся.
Птица благодарит детей и вручает Даниле и Алисе медали с надписями: «Самый уверенный» и «Самая умная».
Птица. Счастливого вам пути, Кувадки!
Педагог-психолог. Ой, что это? Капли? В волшебном лесу пошёл дождь! Он смывает усталость и придаёт силы. Сначала падают редкие капли - похлопай-те себя по рукам, по плечам, по животу, по ногам. Дождь усиливается, капель становится всё больше -хлопайте себя чаще. Встаньте парами и похлопайте друг друга по спине. Молодцы! Вот и дождь закончился, пора идти дальше.
Дети разматывают клубок и видят третью карточку, на которой изобра-жена пещера. Подходят к столу, на котором представлена имитация пещеры и выставлен игрушечный лев.
Лев (воспитатель). Здравствуйте, куклы Кувадки. Я очень рад вас видеть. Заходите ко мне в гости!
Педагог-психолог. Куклы, не торопитесь! Внимательно посмотрите на карточку. Что вы на ней видите?
Дети:В пещеру ведёт много следов, а обратно мало. Я не хочу к нему в гости. Страшно что-то.
Педагог-психолог. Как вы думаете, почему перед пещерой нарисовано много следов, а из неё мало?
Дети:Наверное, он съел всех своих гостей.
Дети: Я не боюсь. Пойдёмте, посмотрим, как живёт Лев. Чего пугаться? Нас же много.
Лев. Какие храбрые куклы, не испугались меня! Да я и не страшный совсем и не ел никого. Просто некоторые гости остались жить со мной. А вы, я надеюсь, не только смелые, но и отзывчивые. Помогите мне, пожалуйста. Как? А вы размотайте клубок и узнаете.
Дети разматывают клубок и видят карточку с изображением солнца.
Лев. Собрался я идти к Бабе-яге в гости, хочу подарить ей картину, но пока не получается красиво. Боюсь, рассердится старая.
Дети:Мы поможем тебе, Лев.
Дети подходят к столу и приклеивают семечки, чечевицу, горох, колоски, фа-соль на лист картона с аппликацией.
Дети:Вот и готова картина.
Лев. Спасибо, Кувадки. Красота-то какая получилась! За вашу работу награжу я вас медалями. Антону дам медаль с надписью «Самому терпеливому», Полине - «Самой послушной», Георгию - «Самому трудолюбивому», Ване - «Самому внимательному».
Педагог-психолог. Вперед, Кувадки, за клубком.
Дети разматывают клубок и видят последнюю карточку с изображением ре-ки.
Дети:Это река.
Дети подходят к столу, на котором представлена имитация реки. Рядом ле-жат скорлупа от яиц, орехов, сухие веточки, бечёвка, игрушечные муравьи.
Педагог-психолог. На правом берегу реки ждут помощи муравьи. Им нужно переправиться на левый берег. Как же им помочь?
Дети:Можно кораблик сделать из скорлупы грецкого ореха.
Дети:. Яичная скорлупа тоже не тонет, и в ней можно перевезти муравьев.
Дети:. А из веточек и бечёвки можно сделать плот.
Дети переправляют муравьев на другой берег. Муравьи благодарят детей и вручают им медали: Диане - «Самой смелой», Ульяне - «Самой терпеливой», Веронике -«Самой доброй», Косте - «Самому доброму».
Педагог-психолог. Молодцы! Весь клубок Бабы-яги размотали. Пора к ней возвращаться. Наша дорога опять проходит через сказочный лес.
Звучит аудиозапись «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира». Дети вме-сте с педагогом-психологом повторяют движения в соответствии с тек-стом (как в начале занятия). Затем подходят к сундуку.
Воспитатель (достает картинки с изображением стражников). Не пропускают нас стражники. (Убирает картинки.) Кто вспомнит, из чего сделаны голова, уши, глаза, рот, волосы каждого из них?
Дети называют, потом проверяют себя, сверяясь с картинками.
Воспитатель достаёт из-за сундука куклу Бабы-яги, говорит за неё.
Баба-яга. С чем ко мне опять пришли?
Дети: Вот тебе подарок от Льва - картина.
Баба-яга. Спасибо. Что это у вас?
Дети показывают свои медали, рассказывают, за что их получили.
Баба-яга. А загадку мою разгадали? Дети молчат. Баба-яга. Не смогли раз-гадать. Ну-ка, ещё раз послушайте.
Повторяет загадку.
Дети:Может быть, это время?
Баба-яга. Нет, не время. Это - имя. Что не разгадали загадку, не беда. Ведь в поисках отгадки вы приобрели большее: каждый из вас нашёл то, чего ему не хватало. Я вижу, что вы изменились, стали лучше. Я очень этому рада. А вы меня не забывайте, заходите в гости! Дети прощаются с Бабой-ягой.