Валентина Ефремова
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
на тему: «Цветы»
/ старшая речевая группа /
Программное содержание: продолжать знакомить детей с дикими цветами. Рассказать об их многообразии и значении для всего живого. Формировать понятие о взаимосвязи и единстве в природе.
Публикация «Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему „Цветы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Учить четко и последовательно выражать свои мысли, развивать фонематический слух, отрабатывать гаметические категории (падежные окончания имен существительных множественного числа). Использовать в речи определения и слова-синонимы.
Развивать исследовательский интерес, творческое воображение, фантазию.
Материалы: динамические картинки, перфокарты, разрезные открытки, шапочки, музыка, книги о диких цветах, Красная книга.
Ход
Дети, давайте подойдем с вами к полочке умных книг. Чем интересна наша полочка? На ней живут умные книги. Последнее время на ней поселились не просто умные, но и красивые книги. О чем они нам рассказывали? (О жизни диких цветов нашей Родины). А какие цветы мы называем дикими? (Цветы, которые растут в лесу, в поле, на лугу. Человек их не садит и не ухаживает за ними).
Цветы – это частица прекрасной природы нашей Родины.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
Сегодня я приглашаю вас посетить один из чудесных уголков этого храма – лесную полянку. А чтобы оказаться на лесной полянке, вы должны составить небольшой рассказ о весне, то какое предложение будет первым?
- Наступила долгожданная весна.
- Пришла теплая весна и т. п.
Постепенно вношу динамические картинки – солнце, ручей, проталинки. Дети составляют рассказ.
Молодцы ребята! Вот видите, какая красивая лесная полянка у нас получилась. Вам нравится? А изменить на ней ничего не хотелось бы? Мне бы хотелось, чтобы на нашей полянке выросли цветы. Я думаю, что наше желание исполнено. Сейчас вы все станете маленькими лесными эльфами и соберете цветы из частей. И те цветы, которые вы соберете, вырастут на нашей полянке. (дети собирают из разрезанных на части открыток под фонограмму).
Молодцы ребята! А сейчас посмотрите на нашу полянку. Какие чудесные цветы выросли на ней. Назовите их – медуница, одуванчик, ветреница, перелеска. Я сказала, цветы чудесные, а какие можно сказать о цветах? Какие они? – Задумчивые, нежные, душистые… Какие прекрасные слова! Я думаю, и цветам они понравились.
Ребята, а ведь наша полянка особенная. Чем же она интересна? На ней цветут первые весенние цветы. Как их называют в народе? – Вестниками весны или первоцветами. Почему вестниками? – Потому что они приносят весть о наступлении весны. И еще одно очень точное название есть у этих цветов. Какое? - Все эти цветы, называю подснежниками. Почему, как вы думаете? – Потому, что появляются она прямо из под снега.
Ребята, а веди наша полянка живая. Закройте глаза, послушайте. Что вы слышите? - Жужжит пчела, журчит ручеёк, поют птицы…
Давайте мы тихонько сядем на полянку и скажем «здравствуй» каждому цветку.
Мы можем над цветками наклониться
Не для того чтоб рать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
А пока мы отдыхаем, Женя и Дима загадают нам загадку.
- Этот цветок называют колокольчиком весны.
- Этот нежный, задумчивый цветок очень любил Чайковский.
- Его название произошло от слова ладан, что означает прекрасный запах.
- Легенда говорит, что эти цветы – жилища маленьких лесных человечков –эльфов.
- А я знаю другую легенду. Убегая от злой мачехи Белоснежка потеряла свое ожерелье, и оно превратилось в цветы серебристого цвета.
- Это ландыш.
- А я знаю стихотворении про ландыш.
О ландыш, от чего так радуешь ты взоры.
Другие есть цветы
Роскошней и пашней.
И ярче краски в них.
И веселей узоры.
Но прелести в них нет таинственной твоей.
Ребята, и Антон приготовил для нас интересный вопрос.
- О каком цветке говорят: «С молоком,а не коровушка, летает, а не соловушка» (Одуванчик).
А почему вы так думаете? (Дети объясняют).
А как в народе называют одуванчик? (Молочком, пуховичком, зубной травой). А как бы вы назвали этот цветок, если бы не знали, как он называется? (Парашютик, солнышко, лучик …). У меня один одуванчик, а у дороги растет много одуванчиков. Мы знаем очень много об одуванчиках. Мы любуемся одуванчиками. Мы рады одуванчикам.
А сейчас, прошу вас подойти к столам. На этих картинках допущены ошибки. Помогите мне найти их, закройте ошибку фишкой. (Дети работают с перфокартами. Закрывают фишкой культурный цветок, комнатный, лилию, которая цветет на воде, полевой цветок. Объесняют, почему они закрыли именно этот цветок). А за то, что вы помогли мне найти ошибки, мы сейчас поиграем.
Игра «Найди цветок»
(Звучит синтезатор. Музыка. Жужжит насекомое).
Ребята, а кто это жужжит на нашей полянке? (пчелы, жуки, шмели).
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу
С медуницами дружу»
Объясните мне, ребята, почему такая большая дружба между жуком и медуницей? Жуки и другие насекомые питаются сладким нектаром, но и много у медуницы. Но они не только питаются сладким нектаром, но и приносят большую пользу цветам. Какую? (Они переносят пыльцу на своих крылышках и лапках с одного цветка на другой). Значит (показываю модель, без пыльцы не созревают семена, а без семян не вырастит новый цветок (вывод делают дети).
Посмотрите, как интересно (показывают другую модель, рисую стрелки).
Цветы нужны насекомые, а насекомые нужны цветам. В природе все взаимосвязано. Давайте подумаем тихонько, пусть жуки и бабочки скорее летят к своим цветкам. Они ждут их.
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелку-сластену в гости ждет.
Ой, ребята, осторожнее, не наступите, здесь кто-то полжет. Муравей, он несет семечко. А куда он его несёт? (Дети отвечают). Вывод: значит, насекомые не только разносят пыльцу. Они еще помогают распространять семена. А как еще распространяются семена? (Ветром, птицами). А еще семена любят прыгать сами по земле. Об этом вам расскажу на следующем занятии.
Ребята, я давно заметила этот шар. Здесь записка. Она от мудрой совы.
Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите, о чем сова хочет вас предупредить. Скоро будет дождь. А как еще можно сказать? (Ненастье, дождь, непогода). Почему вы так считаете? Лепестки цветов закрыты. Эти цветы – барометры, они чувствуют погоду и перед ненастьем закрываются. Давайте покажем, как они закрываются. (Игра с пальчиками).
Ребята, сегодня мы с вами много говорили о значении цветов. А чем еще могут быть полезны цветы? (Лечат; показывают время; украшают нашу жизнь; корм для насекомых и птиц; если холодно насекомые могут спрятаться в цветке, как в шалашике).
Ребята, цветы – это чудо природы и о них можно говорить бесконечно. Любой цветок создан природой во благо. Об этом и еще, о чем-то очень важном нам вот эта книга. (Показываю). Она называется Красной книгой. Красный цвет – цвет тревоги. О чем нас предупредить эта книга? О чем хочет поведать? Это мы обязательно узнаем, потому что с сегодняшнего дня она поселится на нашей полке умных книг.