Альбина Гарипова
Факультатив «Почемучка». Конспект занятия в подготовительной группе «Деревянные и глиняные игрушки. Традиционные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
«Быт и традиции»
Занятие № 2
«Деревянные и глиняные игрушки. Традиционные промыслы»
Цель: развивать интерес к народно-прикладному искусству, желание создавать игрушки своими руками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и играм.
Ход занятия:
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей.
Публикация «Факультатив „Почемучка“, Конспект занятия в подготовительной группе „Деревянные и глиняные игрушки, Традиционные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: Я – мастерица из города, где живут сказочные чудо-кони и чудо-птицы. Вы любите сказки? А играть вы любите? А рисовать? Я расскажу вам сказку о чудо-конях и чудо-птицах, которых лепят филимоновские мастерицы, о филимоновских игрушках, которые лепят в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. А еще сегодня у матрешек именины.
«Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. Шел он шел и нашел глину. Глина была жирная и черная. Принес дед Филимон глину домой и стал лепить детям разные игрушки-свистульки, стал их обжигать в печи. После обжига игрушки становились белыми. Научились у деда лепить игрушки и его сестрицы. И стали они делать для всех свистульки, коней, птиц, людей. Расписывали они их анилиновыми красками».
Воспитатель: Сегодня Филимоновская игрушка – гордость России. Давайте рассмотрим их. Все они – яркие, солнечные. Даже в зимний день, они излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочки, лиса, барышня, танцующая пара. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку. А вот еще игрушки. А это, какие?
Дети: Это матрешки.
Воспитатель: Матрешки пригласили к себе в гост Филимоновских барышень. Только платья у матрешек нет. Хотят они такие же нарядные платья как у барышень. Давайте рассмотрим матрешек. Матрешки на Руси появились совсем недавно, в конце девятнадцатого века. Идея этой игрушки была позаимствована из Японии, но в России получила оригинальное решение. Название игрушка произошло от имени Матрена, а ласково - Матреша. Матрена оказалась не такой уж простой. Кукла раскрывалась, в ней сначала находила сестренку Матренку, затем следующую – Матрешечку. Потом появлялся братец – добрый молодец, в красной рубахе, а последним находили младенца спеленатого. Было в первой матрешке 8 кукол. А сама она появилась на свет в образе девочки-подростка, одетой в зеленую кофту и оранжевый сарафан. В руках она держала петушка и всем улыбалась. Вот матрешка из Загорска. У нее красный полушалок – платок, а у этой голубой. Из под платки видны русые волосы. На сарафане «расцвели» красные купавки. А вот Семеновская матрешка. Она горазда ярче, чем Загорская. У нее черные волосы и глаза с тонкими бровями. Все матрешки разные, но все они требуют большого труда, терпения и сноровки и тогда произойдет настоящие чудо и матрешка оживет. Она станет веселой. Давайте распишем матрешкам сарафаны.
Дети расписывают сарафаны матрешкам.
Воспитатель: Ай да мастера вы! Какие яркие сарафаны у матрешек. И сразу они стали веселые и радостные. Давайте споем матрешкам «Каравай», порадуем их.
Дети поют «Каравай».
Воспитатель: Поставьте их рядом с Филимоновскими барышнями. А матрешки мне сказали, что приглашают вас на чаепитие. Какие именины без чая!
Cентябрь.
«Быт и традиции»
Занятие № 3
«Как выращивают хлеб?»
Цель: Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей, инструменты. Закрепить знания о том, что хлеб это одно из самых главных богатств России. Познакомить детей с трудом хлеборобов, Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу. Народное хлебосольство.
Оборудование: картинки, тарелка с мукой.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
Дети: Молочная каша, булка, чай.
Воспитатель: А вчера?
Дети: Молочный суп, булка с маслом, кофе.
Воспитатель: А что было на обед?
Дети: Борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб.
Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Дети: Белый; булки с изюмом, мягкий.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Дети: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Дети: Мама купила в магазине.
Воспитатель: А, как он в магазин попал, хотите, расскажу? Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю. Специальными машинами, сеялками. Потом вырастают вот такие колоски (показывает картинку). Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу (показывает картинки). Там зёрна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь?
Дети: Она мягкая, рассыпчатая.
Воспитатель: Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?
Дети: Мука, вода.
Воспитатель: Посмотрите, какие нужны компоненты (показывает набор продуктов). Давайте их назовём. (Ответы детей).
Воспитатель: Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки?
Дети: Булки, батоны, пирожки, пирожные.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные ответы. На тарелке лежат кусочки булки. Возьмите каждый и попробуйте.
Дидактическая игра: "Сложи правильно"
Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. "Как хлеб на стол попадает".