Елена Батаева
Интегрированное фольклорное занятие «Жаворонки, к нам весну-красну несите!»
▼ Скачать + Заказать документы
Жаворонки, к нам весну красну несите! Интегрированное занятие Ознакомление детей с народным искусством, традициями Цели и задачи: - сформировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративноприкладного искусства, русский фольклор; - научить понимать слова, отражающие представления о русской культуре, использовать их в речи; - активно участвовать в русских народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов русской культуры, в театрализованной деятельности; - познакомить с обычаями, традициями малого устного фольклора, заклинками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками; - показать взаимосвязь устного изобразительного и музыкального искусства. Программное содержание 1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну жаворонками. 2. Развивать умение детей лепить из теста жаворонка, свернув в узелок жгутик теста. 3. Прививать интерес к русскому фольклору весенними заклинками, песенками. 4. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом. Предварительная работа: беседа о весне и признаках её наступления, чтение литературы о весне и птицах, рассматривание иллюстраций «Перелётные птицы», заучивание стихотворений, закличек, прослушивание фонограммы голосов птиц. Материалы и оборудование к занятию : бабушка Варварушка, мука, тесто, изюм, фонограмма с голосами птиц. Ход занятия В гости к детям приходит бабушка Варварушка. Варварушка: Здравствуйте, ребятки! А вы знаете, какое сейчас время года? (Весна) Русский народ каждый год празднует приход весны. Есть такой праздник, называется он «Сорок сороков, или Сороки». Он отмечается 22 марта. В этот день прилетают из тёплых стран сорок птиц. Ребята, давайте вспомним, какие птицы прилетают к нам из тёплых стран (ответы детей). Первой из птиц прилетает жаворонок. На Руси в народе говорили «сорок
Публикация «Интегрированное фольклорное занятие „Жаворонки, к нам весну-красну несите!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Слова игры сороков птиц летят, весну на крыльях несут». У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха Зима запирает в темницу красавицу Весну, а птицы, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают Весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях Весну. Для этого специально пели необычные песни - заклички. Вот послушайте одну из них: Жаворонушки-полетовушки, Прилетите к нам, Весну ясну, весну красну Принесите нам! Весна, весна красная, Весна, весна ясная, Приди, весна, с радостью, Приди, весна с милостью. К празднику Сороки мамы и бабушки делали из теста маленьких птиц - жаворонков. А вы хотите слепить из теста таких жаворонков? (Воспитатель рассматривает с детьми образец жаворонка) Сначала нам нужно обмакнуть руки, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмите кусочек теста в руки. Какое оно? (Мягкое, тянется) Из чего делают тесто? (Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, масло) Сначала мы раскатаем из теста колбаску, теперь завяжем колбаску узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков) Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. Сейчас мы положим наших жаворонков на поднос и отнесём их на кухню, чтобы повар испёк их в печи. Пока пекутся наши жаворонки, мы с вами превратимся в птичек и поиграем в игру «Мы птички». Действия детей Мы невелички, маленькие птички, На забор присели, Песенку пропели: Чик - чирик! Песенку пропели, в поле полетели Колоски, колоски искать, Зё рнышки клевать: Клю-клю! Дети, стоя, отводят руки (крылья) назад и выполняют наклоны головы вправо и влево. Приседают с хлопками в ладоши: чик-чирик! Бегают на носках, взмахивая руками, как крыльями. Делают наклоны вперёд, отводя прямые руки назад и произносят: клю-клю.
Убегают на места и садятся, положив ладошки на щёчки. В лес мы полетели, на веточки сели. Делают повороты корпуса вправо, На ветвях сидим, влево, взмахивая руками, и Друг на дружку глядим, произносят: чик-чирик. Звонко говорим: чик-чирик! А устали птички, Птички невелички, Полетели спать, В гнё здах отдыхать Воспитатель: Сороки на Руси считались детским праздником. Мамы раздавали жаворонков детям. Дети сажали своих жаворонков на длинные шесты и большой гурьбой с криком и песнями, звонким смехом носили их по деревне до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки собирались все вместе и ели своих жаворонков. Но съедали птичек не полностью. Головку оставляли для своих мам. Бабушка Варварушка приносит «жаворонков» и предлагает детям поднять их над головой и показать Солнышку и зазвать закличкой жаворонков. Жаворонки, жаворонушки! Прилетайте к нам, Весну ясную, весну красную Принесите нам! В конце праздника бабушка Варварушка предлагает детям обнять друг друга, поздравить с весенним праздником и приходом весны.
2 Программное содержание: Систематизировать знания детей о приметах осени в соответствии с их возрастом. Закрепить представления о том, что у осени есть свои отличительные черты в неживой и живой природе. Формировать обобщенное представление об осени как времени года. Активизировать детское мышление, развивая внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к природе, вызывая эстетические чувства и переживания. Младшая группа: Познакомить детей с характерными особенностями осени. Пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы собираются в стаи и улетают. В садах и огородах люди собирают овощи и фрукты. Средняя группа: Закрепить у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе. На улице холодно. Идут частые дожди. Изменяется окраска листьев, они осыпаются. Исчезают насекомые (бабочки, жуки). Меньше становится птиц. В садах, огородах убирают овощи, собирают фрукты. Старшая группа: Учить анализировать делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях явлений природы. Дни становятся короче, ночи длиннее. Начинается похолодание, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Листья постепенно меняют окраску, опадают, вянет трава, исчезают насекомые. Люди собирают урожай овощей, идет заготовка овощей и фруктов на зиму. Подготовительная группа: Закрепить представление детей о сезонных явлениях в природе. День укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые исчезают. Листья деревьев и кустарников меняют окраску и опадают, трава желтеет и увядает. Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, недостатком тепла, света. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, с замерзанием водоёмов. Продолжать знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах, с работой на полях Оборудование: желтые листья, муляжи овощей и фруктов, настоящие овощи н фрукты, маски зверей, аудиозапись классических музыкальных произведений. Методика проведения (Зал украшен осенними листьями и букетами, дети входят под музыку в зал и садятся по возрастам на стульчики с разных сторон.) Воспитатель: (под музыку) Солнышко усталое, Скупо греешь ты. /" Желтые да алые Кружатся листы. В шелесте да шорохе Наш осенний сад. На дорожках ворохи Пестрые лежат. Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение? О каких приметах осени говорится в этом стихотворении? Об осени расскажут стихотворение наши малыши, а все внимательно послушают и после скажут, о каких приметах рассказывается в них. (средняя группа) 1 ребенок: Дождь холодный льет и льет. Погулять нам не дает. Птиц дорога позвала - Это осень к нам пришла.
3 Дети берутся за руки и идут но кругу. Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону. Ребята разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают. Ребята опять собираются в кружок. 2 ребенок: Непогода, солнце скрылось. Лужа тонким льдом покрылась. Словно бабочки порхают, Листья с веток облетают. (младшая группа) 1 ребенок: Дует, дует ветер, Дует, задувает. Желтые листочки С дерева, срывает. 2 ребенок: И летят листочки. Кружат по дорожке. Падают листочки Прямо к нам под ножки. Воспитатель выслушивает ответы детей, затем предлагает детям поиграть в хороводную игру «Лети, листок, ко мне в кузовок». Детям в руки даются листы рябины, клена, березы. Дети заводят хоровод; Осень в гости к нам пришла. Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги нам ложатся. Ну, а мы гулять пойдем И листочки соберем. Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети ко мне в кузовок». Дети, в руках у которых рябиновые листики, подбегают и кладут в корзину. Тот, кто первым без ошибки опустил в корзинку свой листок, становится ведущим (повторяется игра 3 раза с листьями берёзы, клёна) Детям старшей и подготовительной группы предлагается игра «С чьей ветки эти детки?» Детям показывают плоды и листья разных деревьев и кустарников, а дети по внешнему виду определяют их и называют. Воспитатель: Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, потяжелели, Потекли и полетели. Зашумели по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит. (стихотворение читается под аудиозапись шум ветра.) Для старшей и подготовительной группы: Дети, какие еще приметы осени вы знаете? (называются примеры, не названные ранее) О всех этих приметах поется в
4 песне об осени, давайте её споем (поется любая песня об осени, по окончании пения выходит Осень). Осень: Я - добрая волшебница. Я все переиначила: Ярко-желтым светом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется: Все кругом искрится, Все переливается! Я пришла к вам в гости, поиграть с вами, послушать, что вы про меня знаете? Ну что, готовы разгадать мои осенние загадки? Летом вырастают, Осенью опадают. (Листья) Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко. (Яблоко) И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд Добры молодцы стоят (Г рибы) С неба пришел, в землю ушел. (Дождь) А теперь загадки народны, огородные: Как на нашей грядке Выросли загадки. Сочные да круглые, Летом зеленеют, Осенью краснеют. (Помидоры) А на этой грядке - Горькие загадки. Тридцать три одежки, Все без застежки. Кто их раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) А на этой грядке - Толстая загадка: Сам - алый, сахарный, Кафтан - зеленый, бархатный. (Арбуз)Как на этой грядке Красивые загадки- Сидит красна девица в темнице,
А коса на улице?
(Морковь)
Молодцы, все загадки разгадали, а умеете ли вы отличать овощи и фрукты? (Предлагается игра «Овощи и фрукты» для детей средней и старшей группы, а для малышей - игра «Узнай по вкусу».)
Осень: Вот ребятки, так ребятки!
Все съедобные загадки отгадали!
Всем понравилась игра?
Люди осень встречают,
Урожай собирают,
Заполняют закрома и погреба.
А как готовятся к зиме животные и птицы?
Ответы детей дифференцируются в зависимости от возраста: младшая группа - зайчик, медведь; средняя группа - ёжик, белка; старшая группа - лиса, волк; подготовительная группа - птицы.
Осень: а теперь зверей попросим рассказать, как они встречают осень.
Дети в масках зверей читают стихотворения:
Мишка: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придет опять.
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет.
Зайка: Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Ё жик: Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это:
Устал я, выбился из сил.
Осень: Понятно мне теперь, что вы любите осень и все про неё знаете. В это время года вам скучно не бывает, всегда вы найдете себе занятие, хотя за окном все реже солнышко светит, улетают птицы. И мне тоже пора с вами проститься, но я вам приготовила подарки.
Нет вкуснее яблок спелых Это знает детвора!
Как вот яблочки увидят.
Сразу все кричат УРА.
Угощайтесь, гости дорогие! (Осень под музыку раздает яблоки детям.)
Воспитатель: На этом наше занятие окончено.