Лариса Елистратова
Занятие по сказке «Заяц Коська и Родничок»
▼ Скачать
З а д а ч и : - знакомить детей с содержанием сказки; - повышать эмоциональный настрой детей; - воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культуры; - повышать физическую работоспособность; - развивать основные физические качества; - способствовать развитию творчества у детей; - формировать выразительность движений и жестов на основе сопереживания двигательным действиям.
Публикация «Занятие по сказке „Заяц Коська и Родничок“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Н е о б х о д и м ы е м а т е р и а л ы: шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, изображение облака, кукла-родничок, грецкие орехи (шишки) и ленточки на резинке или султанчики (для каждого ребенка, тюль белого цвета, дуга, изображение горы на картоне, скамейка, массажный коврик, мячи малого размера (на каждого ребенка).
О ф о р м л е н и е: на полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна синего цвета, обозначающего реку (озеро, море).
1 часть. Дети заходят в зал, где их уже ждет педагог. Они становятся вокруг него и педагог обращает внимание детей на украшение зала.
П е д а г о г. Сегодня мы отправимся с вами в сказку, где речь пойдет о воде, о силе и ловкости. Вы готовы?. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде. Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная.) А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.) Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.) Где вода встречается в природе? (В реке, в озере) Посмотрите ребята. В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник.) Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли.) А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или) Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходимы каждодневные физические тренировки, ловкость и особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.
Педагог включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру, вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления.
- Наполнились волшебной силой, приобрели ловкость сказочную? Готовы к сказке?. Тогда слушайте.
Живет в нашем лесу Заяц-Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Давайте покажем как о глазками водит. Проводится гимнастика для глаз. Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку. – Ты кто такая? - Я белка. – А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь. – Да некогда мне, - отвечает белка. – К зиме готовлюсь.
Ребята, скажите как белка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Вот белка, в благодарность, прислала вам орешки. Они, конечно-же не простые, а волшебные. Мы с ними сейчас позанимаемся.
Упражнение для развития мелкой моторики рук и укрепления стопы. * Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, затем другой руки. * Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой. * Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения. – Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки и подуем на них. * Дети катают орех вперед-назад стопами, сначала одной ногой, затем другой. * Дети кладут орех в корзину, обхватив его стопами.
2 часть. ОРУ. Ребята, а вы хотите узнать, как белка радуется солнышку. Мы сейчас все повторим, как это делает она. 1. «Машет солнышку» И. п. – о. с., 1-2 - поднять руки вверх через стороны, правую (левую) ногу отвести назад; 3-4 – вернуться в и. п. (по 4 раза на каждую ногу). 2. «Передразнивает лучики солнца» И. п – о. с., 1-2 – поднять правую руку и правую ногу в сторону; 3-4 – вернуться в и. п. (по 4 раза в каждую сторону). 3. «Веселится на солнце» Белка у нас какая? (ловкая, быстрая, умелая). Покажем, как она прыгает высоко. Прыжки на двух ногах; поочередно, на правой и левой ноге с одинаковым количеством, чередуя с ходьбой.
Упражнение на дыхание. А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке и споем песенку видички: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с
Продолжаем сказку. Бежит Коська дальше. Видит – дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то. – Ты кто? – спрашивает Коська. – Я, филин Семка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Подвижная игра «Филин и зайцы». Один из детей исполняет роль филина, остальные – роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. Филин собирает тех, кто пошевелится.
Дыхательное упражнение. А теперь мы все попробуем показать как «ухает» филин. Подставить ладони ко рту и в заданном ритме «ухают» : у-ху, у-ху… Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет. – Ты кто? – спрашивает Коська. – Я – Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края. – Вот здорово, - обрадовался Заяц. – Побежали наперегонки. – Побежали, - согласился Родничок. Поскакал Коська через кочки и пни. А Родничок уже ручейком стал. Давайте покажем каким он стал (дети берутся за руки и образуют цепочку). Бежит ручеек, изгибается. Да все впереди Зайца.
ОВД. Дети, взявшись за руки, под музыку, цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (тунель, забегают на холм (лесенка или скамейка, сбегают с холма, перебегают через дорогу (массажный коврик, огибают кочки (мягкие модули, забегают за гору (изображение горы на картоне, выбегают из-за горы. После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы педагога.
- Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом). Аналогические вопросы ведущий задает про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино. – Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Коська. – Эй, Родничок, где ты? - А тут я, - ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!
Подвижная игра «Роднички и река». Все дети – «роднички». Они танцуют с ленточками или с султанчиками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»). Педагог делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Игра повторяется. При соединении в реку педагог спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?» - Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро. К- А тут я! Посмотри наверх, - отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит – в небе облачко покачивается. – Да как же ты туда попал? – удивился Коська.
Ребята, Коська сильно-сильно удивился. Давайте я буду Родничком-облачком, а вы, удивляясь, спросите у Родничка : «Как же ты туда попал?» (дети, по очереди обращаются к педагогу). – Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился. А вам не хочется со мной поиграть. Я предлагаю вам взять маленькие мячики и попробовать попасть в меня (метание в вертикальную цель). – Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас попробуйте двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко. Передвигайтесь вслед за движениями облачка.
М. п игра «Облачко» Педагог с ассистентом держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.
3 часть. Продолжение сказки. Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит – шумит что-то. – Эй, кто там? – закричал Коська. – Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом в верху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся. Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Релаксация «Сугробы и солнышко» Один ребенок – «солнышко», остальные превращаются в «сугробы» и замирают в статистической позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Педагог спрашивает детей в кого или во что они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает сугробам растаять. «Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
Итоговая беседа. – Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их. Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка (сначала – ручей, затем – река, потом – облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой шел снегом.). – Вы устали? Что было особенно трудным для вас? А что больше всего вам понравилось? Ребята, вы молодцы! Со всеми трудностями справились легко. А все потому, что вы сильные, ловкие, внимательные и добрые.