Анастасия Беляева
Занятие «Электричество в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Электричество в жизни человека»
Старшая группа, воспитатель Тимохина Анастасия Владимировна
Цель:
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Публикация «Занятие „Электричество в жизни человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Закрепить знания детей по теме «электричество».
Оборудование: Изображения солнца и электрической лампочки; таблички с надписями естественный и искусственный свет; рассказ об истории возникновения лампочки, изображение костра, факела, свечи, керосиновой лампы, электрической лампы; ноутбук с программой Наураша, датчик определения электрического тока, миниэлектростанция с лампочкой; воздушные шарики на каждого ребенка; расчески на каждого ребенка; рабочие карты «Кому какой свет нужен»; мнемотаблицы «Солнечный свет» и «Электрический свет».
Предварительная работа: Чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций в энциклопедической и справочной литературе; уроки мальчика Наураша «Что такое электричество»; изготовление макетов; наблюдение за сезонными изменениями на прогулке; работа с календарем погоды; моделирование; экспериментирование с Наурашей
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и отгадать загадки.
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки отгадать.
Загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Электрическая лампочка)
Загадки вы отгадали правильно. Письмо нам действительно пришло от солнца и электрической лампочки. Ребята давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.
Педагог читает письмо. (в письме спорят лампочка и солнце, кто из них важнее)
- Ребята поможем разрешить спор солнца и электрической лампочки? (Да)
- Давайте с вами, для начала определим, как называется свет, исходящий от солнца (Естественный, Солнечный)
- Правильно! А как называется свет исходящий от электрической лампочки (Искусственный).
- Правильно! Давайте с вами сделаем вывод: свет может быть естественный и искусственный.
Педагог выкладывает на коврографе две таблички.
Естественный Искусственный
- Ребята, а теперь подумайте, какую роль на планете Земля выполняет солнце как источник света? (освещает нам дорогу, помогает видеть все вокруг, помогает расти растениям.)
- Правильно! Почти весь свет мы получаем от Солнца.
- Оказывается свет имеет для жизни растений, животных и человека огромную роль : все живое реагирует на изменения количества солнечного света.
- А как нам помогает искусственный свет? Давайте поиграем!
Игра «Хорошо ли жить без света»
Предложить детям войти в комнату и выключить свет. Зажечь свет – пройти обратно и спросить у детей:
- Что они видели в темноте?
- Что слышали?
- Что почувствовали?
- Мы выяснили, что неприятно, страшно находиться в темном помещении.
Обсуждение:
- Ребята скажите, хорошо ли без дневного, солнечного света? (Плохо.)
- А что вам не понравилось? (Ответы детей)
- Вот поэтому люди стали использовать как источник света, вначале костер, затем лучину, потом появились свечи, затем керосиновая лампочка, а потом придумали электрическую лампочку. И сейчас мы с вами услышим рассказ о том, откуда к нам пришла электрическая лампочка. По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это: электричество
Рассказ воспитателя – история возникновения лампочки.
- Мы с вами прослушали рассказ «появление электрической лампочки», а теперь должны выяснить, какие условия необходимы, для того, чтобы электрическая лампа горела. Я предлагаю разобраться всем вместе.
- У меня есть модель, с помощью которой мы выясним, каким образом загорается лампочка (откуда в лампочке появляется свет). Рассмотрим, из чего состоит модель: батарейка, лампочка, датчик электричества (Наураша) механическая электростанция
Давайте поиграем, разобьемся на пары и посоревнуемся у кого лучше получится выработать Электричество. Дети по очереди зажигают лампочку.
- Ребята, а откуда в наши дома приходит электричество? (с больших электростанций по проводам).
У нас в городе тоже есть ГРЭС не одна а даже 2, наша электростанция обеспечивает светом всю Сибирь (фото)
- А в природе, можно встретить электричество? (Да во время грозы, когда сверкает молния).
- А как появляется молния? (капельки воды трутся о льдинки и происходит электрический разряд)
- Правильно! Молния – это тоже разряд электричества (Показ картинки с изображениям молнии).
- А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, например, когда снимали свитер? (Да).
- Да. Это тоже электричество, только оно мирное, статическое. Когда снимаешь шерстяную одежду, можно услышать легкое потрескивание.
- Сейчас я предлагаю вам стать фокусниками.
1. Опыт. «Электрическая расческа».
2. Опыт. «Волшебный шарик».
- Из того, что мы с вами увидели можно сделать вывод, что вещи, волосы, наше тело электризуется.
- В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (розетка, выключатели, провода).
- Правильно! Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все приборы, но это электричество опасное и с ним нужно обращаться осторожно
Скажите пожалуйста правила обращения с электричеством. Не включайте электроприборы без взрослых.
- Не вставляйте пальцы в розетку.
- Не тяните за провод.
- Не суйте в розетку посторонние предметы.
- Не оставляйте электроприборы без присмотра.
- Не касайтесь руками оголённых проводов.
- Не трогай электроприборы мокрыми руками.
- Не включай в одну розетку много электроприборов.
- Не грызи провода.
- Не подходите к свисающим проводам.
- Не запускайте воздушного змея около линии электропередач.
- Не играйте около трансформаторной будке.
- Молодцы! Вы все умеете обращаться с электричеством
Итог.
- Теперь мы с вами берем в руки рабочие листы. Рассмотрите их внимательно. Вам необходимо провести стрелочки красного цвета к тем изображениям, которым необходим солнечный свет, а стрелочками синего цвета к тем изображениям, которым нужен электрический свет. ( Подсказка: к одной картинке, могут идти две стрелочки разного цвета).
- Электрический свет нужен?
- Солнечный свет нужен?
- Из этого мы с вами можем сделать вывод, что в нашей жизни необходим как солнечный свет, так и электрический свет.
- А теперь я предлагаю вам послушать Максима, он нам расскажет о том, что он узнал на занятии о солнечном свете. А Лера – об электрическом свете.
Рассказ по мнемотаблице.
- Ребята, получилось у нас разрешить спор, между солнцем и электрической лампочкой? (Да).
- Так кто главнее солнце или электрическая лампочка? (Они оба главные).
Воспитатель: Ребята, а кто изучает электричество? (учёные).Можно сказать, что сегодня мы были немножко учёными? (ответы детей) Какие же научные опыты мы проводили? (Дети перечисляют опыты, повторяют выводы)А вы хотите продолжить изучать электричество и участвовать в других научных открытиях? (ответы детей) Мы продолжим нашу научную деятельность на следующих занятиях.
- И в конце нашего занятия послушайте стихотворение.
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Если скучно стало,
Начинай сначала.