Елена Мельникова
Занятие — викторина для детей подготовительного к школе возраста «В гостях у геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
активизировать знания детей о геометрических фигурах; умение анализировать объекты с целью выделения признаков; учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников; упражнять в ориентировке на плоскости; классифицировать геометрические фигуры по разным признакам; познакомить со способами рисования многоугольника; развивать внимание, мышление, интерес к науке, изучающей геометрические фигуры, к математике; развитие дружеских взаимоотношений в детской среде, желание прийти на помощь друг другу в трудной ситуации.
Публикация «Занятие — викторина для детей подготовительного к школе возраста „В гостях у геометрических фигур“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Геометрические фигуры. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Задачи:
создание условий мотивации к обучению, познанию и творчеству; формирование способности к обновлению компетенций; развитие личностной саморегуляции младшего школьника; развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, готовности к сотрудничеству в группе и в коллективе; формирование способности и готовности использовать знания, использованные в процессе обучения, в реальной действительности; развитие дружеских отношений и уважения к окружающим.
Тип занятия :
занятие – проверка и закрепление знаний и умений, полученных на уроках.
Вид занятия :
занятие – викторина.
Оборудование:
плакат «Геометрические фигуры»; предметные картинки «На какую фигуру похож предмет»; карточки для индивидуальной работы; фишки; игровое поле; кубик; плакат «Ракета», набор из 8 равнобедренных треугольников на каждого ребенка; игра «Узнай фигуру наощупь».
Технология:
личностно - ориентированная, игровая.
Ход мероприятия:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки и постарайтесь дать на них правильные ответы. Только не зевайте и руку поднимайте:
Нет углов у меня,
А похож не блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.
(Круг.)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…
(квадрат).
Хоть углы мои прямые,
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень-очень рад.
(Прямоугольник.)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
(овал)
Три угла, три стороны,
Разной могут быть длины.
И на горку я похож,
Как меня ты назовешь?
(Треугольник.)
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а.
(ромб).
_- Ребята, вы наверняка догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашей викторине? (О геометрических фигурах)
- Так скажите мне, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)
- А теперь давайте посмотрим на наш плакат и назовем фигуры, которые здесь нарисованы. Воспитатель показывает по очереди на плакат и задает детям вопросы:
- у какой фигуры больше всего углов? (квадрат, прямоугольник);
- сколько сторон у прямоугольника? Почему он так называется? (потому, что все углы у него прямые);
- назовите фигуру, которая не имеет углов? (круг);
- у каких фигур количество сторон и углов одинаковое? (квадрат, прямоугольник и треугольник).
Игра «На какую фигуру похож предмет?» (на столе лежат карточки, перевернутые. Взрослый предлагает ребенку взять карточку и подумать, на какой предмет похожа та или иная геометрическая фигура; затем наоборот – воспитатель называет предмет, а ребенок выходит и выбирает карточку с геометрической фигурой).
(дети дают ответы).
_ Молодцы, справились вы с этим заданием.
- А теперь, дети, послушайте стихотворение-загадку, которое называется «Кто важнее?» :
Жили два брата –
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их - четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше – я Квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно. Кто нужней»,
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
- Дети, вы прослушали стихотворение внимательно, я надеюсь. Скажите мне, как получилось, что на утро у квадрата стало не 4 угла, а 8? (Ответы детей).
- Кто может подойти к доске и нарисовать нам получившуюся фигуру?
К доске вызывается один ребенок из 1 класса и он рисует мелом на доске фигуру. Как она называется? (многоугольник.)
- А теперь задание для всех ребят. У вас на столе лежат листики в клетку и простые карандаши. Сейчас вам необходимо представить стол квадратной формы, у которого шаловливый гном отпилил один угол. Нарисуйте стол после этого. Сколько углов получилось у этого стола? (5). Как называется такая фигура?
(Дети выполняют задание).
- Хорошо. Вы, наверное, засиделись. Я предлагаю вам встать и поиграть еще в одну игру, которая называется «Угадай фигуру». Для этого вы должны разделиться на две команды и построиться перед доской в 2 шеренги. Теперь послушайте условия игры: Тот, кто стоит последним, должен нарисовать пальцем на спине у предыдущего геометрическую фигуру и загадать ее. Следующий делает тоже самое. И так до первого игрока, который должен нарисовать на доске эту геометрическую фигуру. При этом надо сохранять молчание. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданиями.
- Молодцы! А теперь, дети я попрошу вас в том же составе, в котором вы работали у доски, занять места на первом и третьем рядах так, чтобы вы могли советоваться друг с другом. (Дети делятся на 2 команды, им разрешается вставать. Подходить к друг другу, советоваться).
Наша следующая игра называется «Крестики – нолики». Поэтому и наши команды мы назовем «Крестики» и «Нолики». Сейчас вы должны выбрать капитанов для своих команд. Вы видите, что у меня на столе лежит игровое поле с клетками и числами. Я попрошу капитанов команд по очереди выходить ко мне, бросать кубик. На какой номер выпадет кубик, это и будет номер задания для команды. За правильный ответ команда получает фишку. Если вам выпадет клетка без числа, вы должны будете показать творческий номер. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек. (Дети играют).
Задания для конкурса «Крестики и Нолики» :
1. Игра «Узнай букву на ощупь».
Вызывается по одному ребенку из команды. Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют и называют геометрическую фигуру. За правильный ответ – одна фишка.
2. На доске висит ракета. Из скольких треугольников она состоит? (11).
На доске висит четырехугольник, разделенный на несколько частей. Назовите, из скольких четырехугольников он состоит?
Поле без номера:
Скажи скороговоркой:
Три свиристели еле-еле свистели.
3. Игра «Запомни и назови».
ребенку предлагается запомнить расположение геометрических фигур на доске, а затем ребенок отворачивается, а воспитатель меняет фигуры местами. По сигналу ребенок поворачивается и называет, что изменилось.
4. Отгадайте загадку:
Я - тире в грамматике,
А кто я в математике? (Минус)
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дырой, но не бублик. (Ноль)
Поле без номера: (для всей группы ребят).
Покажите нам удивленного кролика.
Покажите танец веселых лягушат.
5. Отгадайте задачку – шутку:
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)
У одного брата 4 яблока. Одно яблоко он разрезал пополам. Сколько теперь у него яблок? (4).
- А теперь последнее задание. Из набора геометрических фигур по образцу вам нужно сделать аппликацию «Петушок и цыпленок». (Дети выполняют задание).
Подведение итогов викторины.
Список литературы:
1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1 – 2 классы / Авт. – сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : ВАКО, 2007. – 272 с.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 – 4 классы / Авт. – сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : ВАКО, 2008, 368 с.
3. Внеклассные мероприятия в начальной школе : тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы – обозрения / Авт. – сост. С. А. Болотская и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека. – М., 2007.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей. – М., 2009
7. Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 184 с.
8. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.
9. Щуркова Е. Н. новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.
10. Тромбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. – М. : Медицина, 1988.